?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О метафизике и морали
фото с фото
teterevv

К одному из обсуждений статей из нашей газеты, которые происходят в городской библиотеке, неожиданно присоединился посторонний для нашего движения человек. Он предложил вместо метафизики коммунизма, обсудить его моральные и нравственные начала, которые, на его взгляд, не приемлемы для дня сегодняшнего. Завязавшейся спор, как мне кажется, бесперспективен. И не только потому, что он обязательно превратиться в пинг-понг каким-то там цитатами из Маркса и Ленина, отбраковкой фальшивок со стороны оппонента и т.д. Все это можно и даже нужно делать. Но ведь эта тематика, как и наши внутренние споры на похожие темы, скорее можно отнести к рассмотрению чего-то внешнего по отношению сути обсуждаемых вопросов.

«Если марксизм - это наука, теория и только то мои аппеляции к Леониду Андрееву … абсолютно бессмысленны… Макрсизм и коммунизм в каком-то смысле не только научны. Они теологичны…, а значит, метафизичны», - подчеркивает С.Е. Кургинян в одной из статей. То есть я рискну утверждать, что по отношению к метафизике, все остальное является надстройкой. Будь то наука, эстетика или рассматриваемая нами мораль.

Но метафизика - это слишком объемное и пространное понятие. С.Е. Кургинян давал несколько определений метафизики. Самое короткое и емкое среди них гласит, что: метафизика рассматривает предельные основания деятельности общества и человека. Как же связать между собой метафизику и нравственность? Для ответа на этот вопрос я позволю себе обратиться к собственному религиозному опыту. Что является краеугольным камнем религиозной метафизичности? И как на этот камень опирается религиозная мораль?

Верующий человек претерпевает на своем пути восхождения сущностную трансформацию своих отношений с Богом. Святые отцы обозначают ее как рост от «любви раба» к состоянию «любви сына». То есть, по сути, говорится о наличие двух наполнений религиозного чувства: негативного - страх перед Богом-Судьей, и позитивного - устремление к Богу-Любви. Что в свою очередь выливается к решению нравственных вопросов относительно того как поступать в жизни, чтобы не встретиться с Богом-Судьей, а иметь встречу с Богом-Любовью.

Конечно, все это заведомо упрощает рассматриваемую тему. Но все же позволяет ответить на поставленный вопрос. И, казалось бы, задача решена, установлена и показана связь между метафизикой и моралью в религиозном аспекте. Но ведь остается неясным, отчего имея такую связь метафизики и нравственности христианин, по словам апостола Павла, делает не то доброе, что хочет, а то злое, что ненавидит? Все дело в том, что метафизичность, представленная мной выше, еще опять же еще вторична по отношению к чему-то более важному. К чему?

Метафизическим основанием для верующего являются не те или иные (положительные или отрицательные) образы Божества, а сам факт присутствия Бога в мире. Тот факт, что Бог есть, коренным образом меняет жизнь верующего. По крайней мере, должно быть так. Это первично. По отношению к этому факту метафизично - нравственные конструкции становятся внешними. И остаются таковыми для человека, если он не принял «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумом своим» факт существования Бога. И потому они очень не устойчивы.

Перед тем как перейти к применению аналогичного подхода в разговоре о метафизической нравственности коммунизма, я приведу еще один пример из области уже светской. Великая Отечественная война, вернее отношение к ней, без сомнения наполнено до пределов метафизикой. Но опять же тут можно увидеть две коннотации: негативную - война чтобы не погибнуть, и позитивную - чтобы победить. Есть и другой аспект, который неимоверно метафизичен и важен - вопрос о том, кто твой враг. В войне 1941-1945 годов враг был абсолютный. И, казалось бы, этот последний аспект приводит нас к той основе метафизичности, которую мы ищем.

Но ведь в истории нашей страны была еще одна война, названная Отечественной. Я имею в виду войну 1812 года. Но там в отношении к Наполеону произошла некая трансформация, от «светоча прогресса», до «антихриста», которая была показана Толстым в романе «Война и мир».

Что же стало причиной такого разворота в восприятии врага? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, и приведет нас к той первичной метафизичности, которую мы ищем, вспоминая Великую Отечественную войну. Сам факт посигновения врага (не важно, какого) на твое Отечество и является тем корнем метафизичности отношения к войне. И этот факт уже определяет затем наполнение метафизично-нравственных конструкций, будь они негативные или позитивные.

Возвращаясь к вопросу о метафизике коммунизма можно опять же найти две этих разновидности отношения. Позитивная заключается в том, что коммунизм реализует запрос на построение справедливого общества. Негативная - сводится к борьбе против вопиющей несправедливости иных общественных укладов. Но это все опять же внешние и, как показал исторический опыт, неустойчивые конструкции. А сущностной и подлинно метафизической является война за право Человека быть самим собой. «Коммунизм, как раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей каждого человека», - вот что лежит в основе любых моральных, эстетических и метафизических построений.

«Рабы - не мы, мы - не рабы». Или, если чуть переиначить: «Мы - не рабы, рабы - немы». Перестать быть рабом, значит начать жить не как раб, утратить свою «немоту». Реализовать свою нерабскую природу в своих целях и достижениях, делах и что самое важное, раз мы говорим о метафизике, мыслях и побуждениях. Это и является сутью искомой морали коммунизма.

К сожалению, для первого в истории коммунистического проекта - СССР - вопрос о переходе к новому Человеку в достаточной мере поставлен и проработан не был. Освободившись от внешних форм угнетения, советские люди не перешли от негативной коннотации метафизичности коммунизма к позитивной его части. Пробуждение высших творческих способностей Человека в достаточной мере явлено не было. И потому судить окончательно о морали и нравственности коммунизма мы не можем. Но ведь это никак не может привести к отвержению самой метафизики коммунизма, основанной на защите самого понятия Человек.

И тут будет уместным привести полностью процитированные выше слова апостола Павла: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (Рим. 7:14-17).

Эта цитата, на мой взгляд, очень коммунистична и метафизична. Для христианина она говорит о преодоление в себе рабства греху. Для коммуниста - о преодоление Человеком внешних и, главное, внутренних форм отчуждения от своей Природы. Это все необходимое условие, которое и оформляется в какие-то морально-нравственные формы бытия. Но эти формы - не самоцель. Ведь и для коммунизма и для христианства - решение этой первой задачи не является достаточным. Все это нужно для обретения возможности приобщиться закону Духовному, то есть к подлинной метафизике. И для коммунизма, и для христианства (за другие религии говорить не берусь) это выражается в устремлении Человека реализовать заложенный в нем (Богом - для верующего, природой - для светского) потенциал Творца.

Оппонируя человеку в споре о нравственности коммунизма, с описания которого и начался этот текст, можно его просто спросить: а какие еще есть исторические Проекты и мировоззрения, которые отражают эту метафизическую устремленность каждого из нас и к «свободе от», и «к свободе для»? Кстати, мы так и сделали. А он честно признал, что не знает таковых. И потому, заключил наш гость, такой проект надо создать. Мне кажется, возвращение к истинной метафизике коммунизма и марксизма как раз и направленно на решение этой важнейшей задачи сегодняшнего дня.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Коммунизм прекрасен. Ужасны методы его построения. Пройдут тысячелетия, прежде чем человечество будет готово жить в коммунистическом обществе.

Пройдут тысячелетия

Боюсь Человечество с теми темпами самоуничтожения (прежде всего я имею в виду расчеловечивание) столько не протянет.

Чем же они ужасны? На том историческом фоне они ничем особым не отличаются. И именно ужас, царящий во всем мире заставил СССР бороться с врагами соразмерными мировой ситуации методами.

А для неверующиего что является предельным основанием?

для неверующиего

1 мне трудно сказать за такового, я верующий.
2 Угроза потери себя и радость обретения себя, я так думаю.

Для неверующего предельным основанием ,наверно, является пустота(ничто) и потому тяга к самоубийству(самоуничтожению из- за потери смыслов).

Надо ж, наваял-то сколько:-)))

Ссылка на авторитет Кургиняна тут, по-моему, излишняя.

Ибо зачем лишний раз ссылаться на авторитеты, если свои мысли есть, прут, вона:-)))

Но это чисто по форме, а так-то текст правильный, ага:-)

ачем лишний раз

почему лишний? Автора цитаты указал и все. Тем более что понятие метафизики так подробно, кроме Кургиняна сегодня никто не рассматривает

Коммунизм - это форма сатанизма.

Коммунизм и христианство несовместимы.

«Коммунизм, как раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей каждого человека» - это бредовый пафосный пропагандисткий лозунг ни о чём. Это примерно тоже самое, как высмеиваемое коммунистами "искусство для искусства" (тавтология аналогичная маслу масляному), но в последнем случае сермяжной правды куда больше - у коммунистов любое искусство обязано быть партийным.

Коммунизм - это гордыня человека построения Града Земного в противовес Граду Небесному.

А вы сможете с одного раза ответить, кто есть тот, кто науськивает человека строить Град Земной и рушить Град Небесный?

Понимаете в чём дело - любое массовое творческое высвобождение человека противоречит коммунизму - творчество (любое) есть процесс сугубо индивидуальный, и даже эгоистичный, и как оно, массовое высвобождение, могло быть согласовано с коммунячим коллективизмом - это даже Богу неизвестно, а посему и оказалось не реализованным, ибо химера.


Коммунизм и христианство несовместимы

Вы считаете так, я считаю иначе И не только я... Например Вениамин Федченков в своей книги пишет о том, что коммунизм утопия но очень близка к христианству. Примерно также считал свт Лука Войно-Ясенецкий.
Так что везде к Вашим слов надо приписать -"по моему скромному мнению". Не так ли?
Коммунизм это не про царство и устройство, а прежде всего о Человеке.

Re: Коммунизм и христианство несовместимы

Когда вы в последний раз читали "Программу КПСС"?

Что там есть близкое к христианству?

Вот просто для сравнения берите, и сравнивайте по пунктам.

Я вам о разнице Града Земного и Града Небесного, а вы мне о частном мнение отдельных писателей.

И да, вот только не надо сюда притягивать святого Луку так сильно пострадавшего от коммунизма.

О единстве науки и религии говорил часто, но о близости коммунизма и христианства - это поклёп на святого.

И да - НИКОГДА ни в одном официальном церковном документе вы не найдёте даже намёка на "близость" коммунячего и христианства.

Эту "близость" в своё время "внезапно" обнаружили коммуняки в 90-е. Когда их выбросили из власти, то они стали доказывать, что-де коммунизм и христианство синонимы, а Христос есть "первый коммунист на Земле".

В устах косноязычного Зюганова это звучало особенно забористо.

Так что это не моё ИМХО, а именно церковная позиция. Которую вслух наиболее ясно, бескомпромиссно и чётко постулирует митрополит Илларион.

Edited at 2018-03-06 02:28 pm (UTC)

"Программу КПСС"

Причем тут это?
Я не притягиваю, а читаю его слова: "«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия".
Или он лукавил? Дерзнете утверждать это?

Re: "Программу КПСС"

Я не собираюсь оспаривать чьё-то частное мнение. Я лишь утверждаю, что данное мнение противоречит общему мнению Церкви, которое выражает митрополит Илларион.

общему мнению Церкви,

выраженному кем, где? Собором?
Вот Вам еще из отзывов свт Луки "по воспоминаниям самого святителя Луки:

«На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: „Так кто Вы — друг или враг наш?“ Я ответил: „И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш».


Edited at 2018-03-07 07:10 am (UTC)

Re: общему мнению Церкви,

Идя на встречу массам, но, преследуя свои цели, сегодняшние партийные идеологи пытаются предать забвению людоедское прошлое коммунизма, для чего придают этой идеологии не свойственный ей человеколюбивый характер. Оттого все чаще можно услышать, что христианство и коммунизм чуть ли ни одной природы.

Таким образом, низы не способны в нынешнее смутное время на иное мировоззрение, коммунистическим же верхам иного и не нужно. Жизнь нередко соединяет несоединимое. Понятно, когда о близости коммунистических и христианских идеалов говорят люди, которые ничего не знают о религии. Менее понятно другое: как некоторые православные мыслители, церковные и общественные деятели тоже поддаются этому соблазну, - уже забыли уроки коммунизма?

http://pravoslavie.ru/76.html

Или вот

Коммунизм и христианство не совместимы
Протоиерей Александр Салтыков

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/28/kommunizm_i_hristianstvo_ne_sovmestimy/

Коммунизм и христианство

То есть частное мнение...не чем не авторитетнее чем иные(а на мой взгляд мнение Федченкова и Войно-Ясенецкого куда авторитетней). Но Вам они больше нравится и потому Вы с ним носитесь как с истиной.
Кстати, замете в этом мнении одни лозунги.
Чистой воды идеология.

Это как же христианин может противопоставлять построение Града земного Граду небесному?
Это какой-то уранополитизм, по-моему. От непонимания, что значит "небесное",
Град небесный - это не жизнь после смерти, а царство Божие. Которое "внутри нас есть".
Сказано: накорми голодного, одень нагого, посети узника - и то, что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали Мне. В простом давании голодному хлеба - есть обе составляющие: земная (хлеб) и небесная (забота, давание). Это заповедь самого Христа. Кто её не соблюдает, то есть не заботится (по-земному!) о ближних - тот не христианин, а фарисей.

Как христианин я знаю простое - единственным земным, и очень грубым, и даже в какой-то степени.....карикатурным отражением Града Небесного является монастырь.

Повторяю - это единственная верная попытка отразить на земле Град Небесный.

Если вы хотите построить всемирный Град Земной построенный на православном понимании Града Небесного, и чтобы он хоть как-то отражал его - вы обязаны тут построить всемирный монастырь.

Но ни коммунисты, ни либералы, ни кто-либо другой из прожектёров Града Земного монастырь не строят, а пытаются построить нечто противоречащее ему. Ибо монастырь - это добровольный выбор свободной воли человека.

И самое главное - любая, повторяю - любая, попытка построения построения Града Земного категорически противоречит главному дару, которым наделил человека Создатель - свободе воли.

"Железной рукой загоним человечество в счастье" - это есть первая и главная заповедь строителей Града Земного.

То есть - никакой Град Земной невозможно построить не отобрав насильственным образом у человека его свободу воли. Иначе говоря - не лишив человека самой главной сути его человечности.

Без расчеловечивания человека не строится Утопия.

Человек должен перестать быть человеком дабы стать сверхчеловеком - вот в чём суть "строителей" любого вида Града Земного. Но при при этом замалчивается главное - если устранить свободу воли, то человек перестаёт быть способным обрести своё богочеловечество.

А это - просто-навсего искажённое, доведённое до абсурда ницшеанство, потому что Ницше пришёл к идее сверхчеловека умозрительным философским образом, а без Бога человек становится не сверхчеловеком, и тем более богочеловеком, а антихристом.

И принимает Антихриста за Христа.

Добровольно.

В Писании сказано, что царство антихриста наступит тогда, когда все люди добровольно примут его. Примут его "дары".

По сути суть православия именно в том, чтобы...... как можно дольше отдалить приход антихриста, как можно дольше отдалить Второе Пришествие.

Это вообще невероятный парадокс - христиане просто обязаны жаждать Второе Пришествие (которое наступит после полной победы Града Земного, то есть царствию антихриста), но суть христианской жизни в том, чтобы не дать антихристу победить, то есть не дать шанса на Второе Пришествие.

И да - просто кормить голодных и помогать убогим - это не христианство.

Христианство есть нечто большее, чем попытка перещеголять Спасителя с его пятью хлебами и двумя рыбами накормившего 5000 голодных.

Пожалуй, я свои мысли в этой теме вынесу в отдельный пост у себя.


Да, христианство больше, чем строительство Града земного. Но оно включает в себя заповедь о земной заботе - то есть, если говорить о масштабах общества, о строительстве Града земного. Кто не строит вокруг себя град земной, тот фарисей.
Христианский правитель - который строит порядки в стране по-христиански - будет не просто делать заповеди делом личного благочестия (это удел Церкви), но обязан строить порядки в стране так, чтобы поощрялись христианские отношения между ближними и притеснялись фарисейские (внешне-христианские). Он не может не презирать сословные перегородки, он поставит мерой потребления евангельскую заповедь "кто не работает да не ест", обеспечит независимость свободы от размера кошелька. То есть силой, которая ему дана как удерживающему (силою государства), будет оберегать внешние условия для развития христианских отношений. Это будет называться одними "христианское правление", другими "социализм". И то, и другое - не идеал, а преходящая форма. Потому что идеал и у христиан, и у коммунистов - безгосударственная форма. Потому что государство - это аппарат насилия. (Вы знаете христианских правителей, которые его отменили? - нет.)
А своим идеалом и христианство, и коммунизм провозглашают свободу.
Ваша грубая ошибка в этом - у вас в голове накрепко связаны "коммунизм" и "насилие". То есть вы НИЧЕГО не читали из коммунистической доктрины, вы не готовы сравнивать. Для вас коммунизм - это что-то из прошлого. Такую же ошибку делает антихристианин, говоря, что христианство - это инквизиция. Вот прочтите хотя бы про отмирание государства - "когда все будут добровольно и естественно соблюдать правила общежития" (читай - заповеди), тогда государство будет не нужно, отомрёт само собой.
Сравнивать надо идеал с идеалом, а не картинки из прошлого - иначе камня на камне не останется от обоих великих учений. Общественный идеал - "Обобществлённое человечество" (Маркс), "Тысячелетнее Царство праведников со Христом" (Откр.20), "Монастырь размером с мир" (Вы) - это одно и то же на разном языке.
Почему христиане это с трудом понимают - потому что заботы кесаревы (заботы об обществе) традиционно находятся вне их внимания. Церковь даёт путь внутреннего возрастания к Богу. Но надо только чуть-чуть расширить круг своего внимания, впустить в сердце заботу не только о ближнем, с которым Бог свёл физически, но более дальновидную заботу - и вы не сможете, оставаясь в ладу в учением Церкви, не устремляться к строительству своего монастыря - Града земного.

Edited at 2018-03-09 01:23 pm (UTC)

  • 1