Previous Entry Share Next Entry
История РПЦ. Обновленчество (1)
фото с фото
teterevv

Я человек религиозный и для меня мистическая жизнь - это именно жизнь, а не игра в нее. Рассказывая об истории РПЦ, я, конечно же, вижу соучастие своей церкви в мистической Жизни Церкви, как Тела Христова. Той самой Церкви, о которой Спаситель сказал апостолу Петру:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф., 16:18)

Эти слова предполагают попытки ада (врага) восстать на Церковь. Иначе, о каком одолении идет речь, тем более тогда, когда Церковь еще только создавалась Христом? В молитвенных текстах Церковь часто сравнивают с неким утесом, бастионом и т.д., о который разбиваются мирские волны. Она стоит на твердом камне Истины, который есть Христос, и ничего одолеть Ее не может. Но тем не менее враг не оставляет попыток Ее поколебать, потому что он враг.

В том, что произошло с моей Церковью после революции, я не могу не видеть эпизода описанных выше нападок врага. Давайте оставим в стороне (пока, уже или еще, - не столь важно) большевиков, вернее, желание позиционировать их как слуг врага. После всего написанного выше в рамках этой серии текстов, мне кажется, мы можем это сделать. Тем более что все действия врага к одним большевикам даже при всем желании сторонников таких трактовок свести ну никак нельзя.

В последних текстах, посвященных позиции РПЦ во время Гражданской войны, я анонсировал тему обновленческого раскола. Еще одной беды, обрушившейся на нас в эти сложные годы. Беды вызревшей внутри самой церкви.

Кстати,  это не первое разделение тела Церкви в эти годы, о которых мы говорим. В постах о Гражданской войне я уже затрагивал вопрос появление «окраин», субъекта политически и административно независимого от условного «Центра» (Патриарх и Синод). Из него впоследствии и образовался главный обвинитель РПЦ МП (Московского Патриархата) в ереси - РПЦЗ (за границей).

В разговоре про обновленчество, мы уже в третий раз встретимся с митрополитом Сергием (Старогородским), именем которого и маркируется увиденное зарубежниками и введенное ими в обиход «отступление от истины» - «сергианство». А вся эта серия текстов родилась как раз в ответ на вопрос - что же это такое. То есть мы подошли к существу дела. Хотя еще и прямо так в упор, но все же.

Первый раз мы встречаем имя Сергия тогда еще архиепископа накануне 1905 года:

«уже накануне первой русской революции в рамках Русской православной церкви формируется либерально-реформаторское движение, руководящее ядро которого составляли молодое духовенство крупных городов и прогрессивно настроенная профессура духовных учебных заведений».

«Кстати, в число этой группы входили и будущие иерархи РПЦ МП. В том числе ставший впоследствии Патриархом архиепископ Сергий (Старогородский), и один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский)».

Мы видим, что тема преобразования церкви как общественного института родилась далеко не в 1922 году.

Второй раз мы встречаемся с Сергием Старогородским, как архипастырем РПЦ, который во многом уберег ее от потрясений, гораздо больших чем произошли после Февральской революции. И, кроме того, именно он стал одним из самых деятельных архипастырей, который сделал все возможное для созыва Собора 1917-18 гг. На Соборе же он и стал митрополитом. Кстати, уже митрополит Сергий был и среди выдвинутых кандидатов на патриаршество, набравших более 2 голосов (всего таких было десять человек). Его поддержало 5 участников Собора.

Снова мы видим, что Сергий Старогородский проявляется себя как человек неравнодушный к судьбе Церкви и Отечества. Но, кроме того, мы видим его еще и как очень деятельного иерарха. Деятельного и уважаемого.

Я все это пишу, пытаясь понять, как митрополит Сергий в 1922 году оказался в стане обновленцев. Для себя я нашел такой ответ. РПЦ явно не успевала за общественными и политическими изменениями в России. Собор, собранный, в том числе для того, чтобы развернуть институт церкви к пастве, то есть народу, явно опоздал. Все его действительно важные и благие решения не были реализованы по причине Революции, Гражданской войны и изменения места церкви в новом строящемся обществе. Именно в качестве еще одной попытки повернуться к пастве (народу) я вижу этот феномен попадания к обновленцам многих искренних и неравнодушных к судьбе церкви ее служителей.

Теперь можно описать и сами события связанные с этим явлением. (Далее цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина)


В самый разгар судебных процессов, последовавших после столкновения РПЦ и Советского государства на почве экспроприации церковных ценностей «появился так называемый «Меморандум трех». Маститые иерархи - митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) - признали обновленческое Высшее Церковное Управление «единственной канонической церковной властью».

Это было очень тяжелым ударом по телу Церкви. Патриарх в этом время находился под судом, а впоследствии под арестом в Донском монастыре. И тут обновленцы! Что же это за «зверь» такой? У этого явления длинная предыстория. Началось все, как писалось выше, еще в конец предыдущего событиям столетия.


Предыдущая статья цикла,
первая.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
ну а что же вы ни слова о расколе? и экспроприацию церковного имущества начали не большевики а екатерина великая а до нее потрепал церковное имущество Петр Первый...ну а все так называемое церковное имущество есть не что иное как отнятое у староверов....так что уважать РПЦ ---это значит уважать воров...

вы читать умеете?

тот факт что вы не заметили предыдущие посты рождает такой вопрос. Обо всем этом (кроме раскола - он то тут причем?) было уже сказано.

Re: вы читать умеете?

я очень внимательно читаю .И ваш жж то же...Нигде и никто мне не смогли объяснить ПРИЧИНУ смены старой(истинной) веры--веры Сергея Радонежского и веры первичной на иудо-христианскую...

Нигде и никто мне не смогли

а кто-то должен был это делать? в цикле о РПЦ в годы Революции и при Советской власти? с какой стати?

Re: Нигде и никто мне не смогли

Революций у нас было целых три--первая революция 1905 года...вторая февральская 1917 года...третья--ноябрьская 1917 года и последняя---октябрь 1993 года....пока вроде остановились...ну а история христианства в России--это часть истории России но не вся история...так мне сказали..

Революций у нас было целых три

с этим никто не спорит. Раскол-то тут причем?

еще одна подобная фраза "уважать РПЦ ---это значит уважать воров" и пойдете до лесу, то есть в бан. Читайте закрепленный верхний пост.

ну это легче всего...как вы уже поняли среди моих друзей есть староверы...не старообрядцы а именно староверы...люди глубоко верующие то сеть милосердно относящие к слабостям других и не допускающие греха в себе однажды очень деликатно сделали мне замечание по поводу моего отношения кРПЦ...но для нихРПЦ--еретики...а старообрядческие церкви отнятые у староверов--это (по их мнению) ихние церкви. Делайте что хотите--но староверы правы.

среди моих друзей есть староверы..

и что? это позволяет вам оскорблять чад РПЦ, ее святых, праведников и мучеников?
вы призываете к христианскому смирению...это здорово. Начните с себя.

Re: среди моих друзей есть староверы..

я никого не оскорбляю...зачем? я просто не разделяю учение РПЦ..только и всего..

я никого не оскорбляю

"важать РПЦ ---это значит уважать воров" - это не оскорбление?

"зачем?" - спрашиваете Вы. Присоединяюсь к Вам в этом вопросе.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account