?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Л. Кулешов. «По Закону» (1926)
фото с фото
teterevv

Уже читая об истории съемки картины, был поражен тому, что все это сделано в пределах Москвы. И островок, и разлив реки, - все, все, все. Порывы ветра, обдающего струями проливного дождя - плоды совместной работы пожарных машин и самолета. Одним словом, снято быстро, недорого: всего три артиста, один интерьер для съемки, - и в результате мировой шедевр. Это смогло случиться только благодаря тому отношению к работе, которая была присуща мастерской Кулешова. И конечно, его таланту.

Говоря о Льве Владимировиче Кулешове, не знаешь с чего начать. Проще всего удивиться тому возрасту, в котором он стал одним из самых ярких режиссеров и педагогов в России. Но с другой стороны, в молодой Советской республике - молодость была не пороком, а преимуществом. И Кулешов - тому яркое подтверждение. Как впрочем, и биографии еще многих талантливейших людей, получивших с приходом Советской власти возможности свободного творчества.
В биографии Кулешова, как бы отразился портрет эпохи, когда на руинах отжившего и смыслово обанкротившегося мира, в бурной и небесспорной деятельности находились новые смыслы, форматы, точки зрения и т.д.

Первоначально Кулешов был хроникер-документалист. Но при этом к 19 годам уже теоретиком кино, чьи статьи печатались в соответствующих журналах. Еще через несколько лет - педагогом. Но все это время - режиссером. Конечно в кино того времени быть режиссером - это занятие, совершенно отличное от реальностей сегодняшнего дня. Ты скорее управляешь не игрой актеров, которые сегодня являются главнейшими «инструментами» в руках режиссера, а монтажом и ракурсом. Хотя именно мастерская Кулешова стала одной из первых в стране вводить репетиционный период перед съемкой.

Еще меня поразило универсальность участников его мастерской. Это и оформители, каскадеры, актеры, снабженцы, - и все в одном лице. При высочайшей трудовой дисциплине, когда даже болезнь не является основанием для срыва производственного процесса. Такое отношение за деньги невозможно. Да и какие деньги, когда пленки для съемки почти не найти? Такое отношения может быть только если очень любишь то, что ты делаешь и то, ради чего делаешь.

Конечно, Кулешов - это, прежде, всего новатор. И уже одного эффекта созидания режиссером нового времени, места и реальности в кадре, названного в честь Кулешова, - уже достаточно, чтобы написать пост об этом человеке. Но все же я решился писать о кино, а не о теории этого важнейшего из искусств. И потому о тех фильмах Льва Кулешова, которые я видел.

Их пока всего три: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925) и «По Закону» (1926).

Конечно, сразу видно, что Кулешов - не Эйзенштейн, с его попыткой отказаться от создания индивидуальных образов и тяготению к использованию движения масс и сил природы ради разговора со зрителем с самой исторической реальности. Во все трех фильмах их сюжет играют одни и те же несколько артистов, ученики Кулешов. Играют они своеобразно, создавая яркой мимикой и с оточенными до грациозности движениями запоминающиеся образы. С мимической игрой, на мой взгляд, порой перебор. Но это стиль Кулешова - максимум экспрессии, в минуту времени. Но запоминаются эти фильмы не только их игрой. Чем же?
Высочайшей динамикой. Притом она является как следствием работы актеров, так и режиссера, выстраивающего кадры и монтируя фрагменты. Нет, свойственных «докулешовскому» кино зависаний одного и того же ракурса, одного и того же действия. Все крутиться, развивается, несется и …В общем весело.

Первый из просмотренных фильмом - «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» - комедия, о том искаженном представлении остального мира о Советской России, который рисовался из антибольшевистской агитации. Я, правда, так и не понял - это снято для просмотра вне России, или чтобы посмеяться жителям самой России. Но все это снято весело, с огоньком, хотя порой сумбурно.

«Луч смерти» - картина в том же духе, хотя поспокойней. Я так, понимаю она - одна из первых экранизаций на тему, которую потом опишет А.Н. Толстой в «Гиперболоиде инженера Гарина» (1927). Кроме всего прочего, запомнилось попадание в сюжет фашиста. 1925 год, а уже четкое осознание врага в этом отвратительном явлении, с которым придется схлестнуться через каких-то 14 лет.
В целом, этот фильм скорее последняя проба сил, перед совершенно иной, но все такой же «кулешовской» потрясающей картиной «По закону».

Соединение Кулешова и сюжета рассказа Джека Лондона «Неожиданное» дали результат, который заставил меня, не отрываясь от экрана, следить за разворачивающей драмой. При всех тех же особенностях манеры игры артистов мастерской Кулешова, глубина темы, раскрываемой всеми решениями режиссера фильма, потрясает.
Уже читая об истории съемки картины, был поражен тому, что все это снято в пределах Москвы. И островок, и разлив реки, - все, все, все. Порывы ветра, обдающего струями проливного дождя - плоды совместной работы пожарных машин и самолета. Одним словом, снято быстро, недорого: всего три артиста, один интерьер для съемки, - и в результате мировой шедевр. Это смогло случиться только благодаря тому отношению к работе, которая была присуща мастерской Кулешова. И конечно, его таланту.

Интрига сюжета заключается в том, что в силу оторванности от мира группа из трех человек должна выступить одновременно в роли прокурора, судьи, адвоката и плача. Причем сам осужденный на повешение за убийство товарищей находится внутри этой группы.

В фильме я заметил много уже обдуманных символических ракурсов. Например, те равные интервалы, с которыми движется цепочка старателей в домик, после трудового дня. По одному, на расстоянии 10 шагов друга от друга. Предельно атомизированны.
Все цены выстроены на противопоставлении даже этих оторванных друг от друга и цивилизации людей с еще одним своим товарищем, который затем и совершает двойное убийство.
При сохранении высочайшего «кулешовского» динамизма, много планов без людей, с природой или предметами.
Постоянное противостояние с одной стороны стихиям природы, с другой стороны стихии человеческого зла.
Ломаные ветви сосны, на которой производится казнь…
Осужденному легче, чем тем, кто исполняет роль палачей.
Начальные кадры фильма - нескончаемая вода, как суета сует. Окончание фильма - нескончаемое небо.

Это редкий случай, когда я сопровождал весь фильм пометками и записями. Чтобы потом вернуться и обдумать. Но все тут изливать я не стану, чтобы не обкрадывать вас при просмотре этого фильма.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники



  • 1
Смотрела давно, пересмотрю вечером, прямо увлекли...

  • 1