Previous Entry Share Next Entry
Анри Барбюс, «Огонь»: Спасти Человека (4). Окончание.
фото с фото
teterevv

По-моему, уже приведенных достаточно, чтобы иметь возможность заявить о влиянии Библии на роман. А это ведь весьма примечательно по многим показателям.

Во-первых, Анри Барбюс был яростный антиклерикалом и атеистом. Это уже само по себе требует осмысления. Как так случилось, что коммунист и атеист Барбюс наполнил свой роман библейскими образами?
Во-вторых, надо наконец разобраться, почему грубо говоря «левый» Барбюс, в отличие от условно говоря «правого» Ремарка увидел выход из тупика войны и породившего ее исчерпанности Модерна, о которой мы говорили на прошлом ЛИКе.

А может все дело как раз в том, что Барбюс был сторонник левых идей? И это объясняет оба высказанных выше недоумения. В том числе и относительно обращения его к библейским сюжетам.

Быть коммунистом, значит исповедовать гуманизм, в самом высшем смысле этого слова. Тот самый, который позволяет в «Апокалипсисе» увидеть место для будущего Человека и человечества. Ведь с этой точки зрения «Откровение» рассказывает не грядущих бедствиях конца мира, а о рождении нового Мира, в котором все отделяющее Человека от его Природы и Предназначения будет уничтожено. Ох, не случайно я тогда решил перечитать его!

Гуманизм, ставящий человека в центр внимания… Бога, если ты верующий. И Духа истории, если ты коммунист. И то, что Барбюс, хотел он того или нет, соединил в своем романе, в своих героях «оба этих» гуманизма, говорит лишь об одном. Это не два разных гуманизма, не две разных модели Человека, а одна единственная. В этой модели у Человека есть возможность, есть право и более того есть сущностный запрос на Развитие. Будь ты христианином или коммунистом, ты не можешь сказать, вслед за Модерном и раздавленным им Ремарком: Человек зол и неисправим. И коммунизм, и христианство говорят об обязательной победе человеком над этим злом. Кроме них с такой категоричностью о развитие не говорит никто. Да, можно спорить об источниках этого движения и его конечно цели. Но, честное слово, давайте дойдем, а там увидим. Ведь не идти же мы не можем. Вслед за героями романа Анри Барбюса.

P.S.
Уже по дороге с ЛИКа домой, мне кажется, я понял отчего Барбюс так много «цитировал» Писание в своем романе. Скорее всего, он «хороня» прежний мир, приведший к Апокалипсису Первой миррой, там символически списывал с исторических полей и основы «старого», христианского гуманизма. Чтобы понять, насколько я близок к правильному пониманию в этом вопросе, нужно продолжить чтение произведений этого французского автора. Найти бы на это время…

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
«И коммунизм, и христианство говорят об обязательной победе человека над этим злом... Чтобы понять, насколько я близок к правильному пониманию в этом вопросе», надо бы перечитать т.н. «Притчу о сеятеле» (Мф 13:24) и изъяснение её, данное Иисусом своим ученикам (Мф 13:36-37). После этого снова обратиться к «Откровению св. Иоанна Богослова» («Апокалипсису»). ;-)

надо бы перечитать

перечтите, кто Вам мешает. Я это все знаю хорошо. А еще перчите то что я написал. Апокалипсис фиксирует факт победы Человека над грехом и смертью. То есть соединения Человека со своей Природой и Предназначением. "Откровение" и притча Спасителя об этом, а не о страданиях, наказаниях и т.п. Иначе в чем благость Вести? Коммунизм - результат обретения Человеком единства со своей родовой функцией (по Марксу) - быть свободным и творцом. Это буквально тоже самое, о чем говорит христианство. Да, ветхий мир подлежит уничтожению. Но когда, как и что будет сопровождать этот процесс - если что и сказано то очень метафорически и алегорически. Тем более в "Откровении" Иоанна Богослова. Как писал ап. Павел, мы (они, боговидцы) судят об этом только гадательно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account