Previous Entry Share Next Entry
Севастопольские рассказы - 3
фото с фото
teterevv


Так что же там достойного увидели Романовы? И есть ли место в этих рассказах искомому описанию высоты человеческого духа, способного преодолевать себя, врага и смерть?  Ответ на первый вопрос я найти не смог. Все три рассказа не привносят в жизнь общества воодушевления и подъема патриотизма. Скорее наоборот.

***

Третий рассказ - «Севастополь в августе» - отличается от первых двух многим. И тем, что к нему нет никакого вступления. Мы сразу, с первых строк сталкиваемся с одним из двух ключевых персонажей. И тем, что противопоставление/контраст двух ключевых персонажей - братьев - не носит оценочного характера. Они оба положительные и дороги автору. Мне видится, что старший Козельцов - это тот человек, которым в представлении Толстого становится всякие приехавший на войну честный офицер. И тут можно предположить перенесение деталей своей биографии в рассказ. Я имею в виду влияние старшего брата Толстого на поступление его в армию. А младший…

Младший - это идеальный офицер, каким бы хотел видеть автор всех остальных, но которым быть на войне невозможно. По крайней мере, с точки зрения Толстого. И как я писал выше - с младшим братом у Толстого есть и биографические пересечения. Можно ли говорить, что Владимир Козельцов - это персонаж, которым бы хотел бы быть сам автор, я не знаю. Но то, что именно на нем Толстой сосредоточил все свое внимание и мастерство писателя - это очевидно. Ни у какого другого героя не показан с такой глубиной внутренний мир. Ни у какого другого персонажа Толстой так последовательно и внятно не изображает динамику изменений характера и преодолений себя и обстоятельств.

Младший Козельцов просто не успевает стать циничным и разочарованным. Толстой обрекает его на смерть. Как впрочем, и старшего брата. Уже при встрече братьев младший пророчески фантазирует, как они оба геройски погибнут. Что в последствие в точности и сбывается.

Но между братьями есть и отличия. В силу своего «опыта» старший - Михаил - утерял свою патриотическую наивность. Это очень показательно демонстрирует Толстой в событиях первой ночи по приезде братьев в Севастополь. Младший брат проводит ночь в мучительном поиске ответов на вопросы: кто он и зачем он тут. И обретает веру в то, что его судьба, жизнь - есть следование чему-то высшему - Богу, Отечеству, чести. Он успокаивается и в дальнейшем мы видим как он, забывая о смерти, просто выполняет свое артиллеристское дело. В ходе своего последнего боя Владимир очень напоминает капитана Тушина из «Войн и мира». Тот же азарт, тоже самозабвение и предельная сосредоточенность на деле. Когда свое «я» забыто. То, что Толстой отчасти повторил эту картину в уже позднем творчестве, может говорить о том, что описанное состояние ему очень дорого. А созданный им образ Козельцова-младшего - не просто один из созданных им персонажей.

Старший брат проводит указанную ночь совершенно иначе. Так же как Владимир, Михаил начинает ее с визита к начальству. Но если младший брат холодный и безразличный прием командира обращает на себя, на поиск в себе чего-то важного и нужного для выполнения своего долга, то старший выходит от полковника с совершенно противоположными чувствами. Выходит и идет к своей роте.

Он, как и младший брат, сразу же встречается с осознанием угрозы смерти на войне. Он застает роту во время чтения книги, когда звучат слова о естественности страха смерти. Но в отличие от младшего он не обращается внутрь себя, чтобы найти то, что можно противопоставить этому естественному страху. Он проводит ночь в кутеже и пьянстве. Спускает в карты даже тот неприкосновенный запас, который он утаил от брата при первой встрече, так как ни при каких обстоятельствах не хотел его тратить.

Смерть братьев тоже различна, хотя в обоих случаях героическая и бессмысленна с точки зрения автора. Владимир в своем воодушевлении просто не успевает понять опасность и погибает, отказавшись бежать зайцем с поля боя, как это делает трусливый Вланга. Опять же тут я рискну провести параллель со смертью князя Болконского, не захотевшего спрятаться от упавшей рядом с ним бомбы. Болконский сделал это сознательно, Козельцов младший неосознанно. Но что-то есть общее в этом неприятии = забвении смерти, нежелании ей поклониться.
Михаил же честно выполнял свой долг. Он поднял роту на штурм и был смертельно ранен.
Но смерть братьев была с точки зрения результата боя бессмысленной. Враг победил и занял город.

***

Окончить свое эссе я хочу, вернувшись к вопросам, поставленным перед началом чтением «Севастопольских рассказов». Так что же там достойного увидели Романовы? И есть ли место в этих рассказах искомому описанию высоты человеческого духа, способного преодолевать себя, врага и смерть?
Ответ на первый вопрос я найти не смог. Все три рассказа не привносят в жизнь общества воодушевления и подъема патриотизма. Скорее наоборот. Описанные Толстым истории и судьбы не оставляют место ничему из этого. Война - бессмысленна, даже если речь идет о защите своей земли. Патриотический подъем - бессмысленен, так как в созданных автором картинах он никому не нужен и даже смешен. Честь и отвага - на самом деле есть внешнее проявление честолюбия и трусости. Жертвы - бессмысленны, так как ничего не меняют.

В принципе я ответил и на второй вопрос. Севастопольские рассказы - это скорее описание узкого, личного опыта автора, нежели создание картины войны, как борьбы в человеке духа против страха смерти, чести воина против страха обывателя и т.д. Это лишь то, как войну увидел и ощутил Толстой.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


?

Log in

No account? Create an account