?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
«Стачка», С. Эйзенштейн, 1925 г.
фото с фото
teterevv


Творчество Сергея Эйзенштейна - тот редкий случай, когда о режиссере и его работах я довольно много прочитал и услышал, прежде чем их увидел. И тут нечего скрывать, что смотрел я его фильмы, ища в них, кроме личных переживаний, подтверждения прочитанному и услышанному.

Так было и с фильмом «Стачка».

«Ста́чка» (также известен как «Чёртово гнездо́» или «Исто́рия ста́чки») — советский немой историко-революционный фильм-агитация 1925 года режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый на «Первой госкинофабрике» по инициативе Пролеткульта. По сюжету, возмущённые тяжёлыми условиями труда заводские рабочие организуют забастовку. Во время их мирной демонстрации подкупленная шпана устраивает провокацию, после чего власти подавляют восстание. В фильме снимались Максим Штраух, Григорий Александров, Михаил Гоморов и многие другие».

За «Стачку» Эйзенштейна одновременно и хвалили и ругали. Ругали за избыточность новаторских приемов и подходов. Я в этом убедился сам. Некоторые, как например съёмка отраженных в воде людей, или оживление альбома с фотографиями - меня впечатлили. Но затем много раз повторенная тема отождествления человека с каким-то животным - утомило. Как и нарочито подчеркнутые бытовые моменты. Как в случае со съемкой в общественном заводском сортире.



Мое отношение к немому кино сложное. Я мало видел произведений, в которых отсутствие звука не сопровождается избыточными попытками режиссеров и актеров компенсировать этот недостающий инструмент воздействия на зрителя чем-то другим. Чаще всего мимикой, переходящей в гротеск. «Стачка» - из числа тех фильмов, которые на мой взгляд грешат этим. Но не настолько, чтобы это мешало смотреть фильм, хотя он довольно долгий.

«Стачка», это первая часть большого кинополотна, задуманного режиссером совместно с Пролеткультом»:

«Эйзенштейн задумал цикл из восьми фильмов, озаглавленный «К диктатуре».

После разрыва связей с Пролеткультом Эйзенштейн некоторое время работал с ленинградским «Севзапкино» над экранизацией нескольких романтических новелл, но проект так и остался на стадии сценария. После этого режиссёр вновь обратился к некогда задуманному циклу фильмов о революционной борьбе. Проект получил новое название — «От подполья к диктатуре» — и теперь должен был состоять из семи частей: 1) «Женева — Россия», 2) «Подполье», 3) «1 мая», 4) «1905 год», 5) «Стачка», 6) «Тюрьмы, бунты, побеги», 7) «Октябрь». «Стачка» была принята правительством благосклонно, и оно поручило режиссёру съёмки «1905 года». Сценарий фильма был написан совместно Эйзенштейном и Ниной Агаджановой-Шутко и включал в себя различные события 1905 года в Российской Империи, включая забастовки, русско-японскую войну, армяно-татарскую резню и так далее. Но обстоятельства, среди которых и нехватка времени, вынудили режиссёра ограничиться только изображением мятежа на корабле типа броненосец «Князь Потёмкин-Таврический». В итоге фильм вышел 24 декабря 1925 года под названием «Броненосец „Потёмкин“» и имел огромный успех как в СССР, так и за рубежом»

Так что можно считать, что «Стачка» - была пробой сил и творческих методов, для создания одного из величайших фильмов в истории кинематографа - «Броненосца „Потёмкин“». О нем мой следующий рассказ.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
С нетерпением буду ждать следующего рассказа о "Броненосце Потемкине". Фильм "Б.М." меня очень впечатлил.

  • 1