?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
«Апокалипсис» и Ремарк
фото с фото
teterevv


Бьюсь над отзывом на роман Ремарка «На Западном фронте без перемен». Чувствую себя собакой, в смысле все понимаю, а выразить не могу. Написал один вариант доклада… в печь. Набрал 12 страниц цитат… Но это не доклад. Одним словом, творческий тупик. Во время размышлений о путях выхода из него, как то само собой пришла в голову мысль прочитать «Откровение Иоанна Богослова», более известное как «Апокалипсис».

Не то, что я подвержен бывшей некогда моде - во всех страшных событиях в истории Человечества  искать следы воплощения сделанных ранее пророчеств.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…» (Мф. 24:36).

И в попытке найти такое соответствие скорее есть желание удовлетворение праздного любопытства, нежели узнать лик времени:

«Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел».
(Мф. 16:2-4)

Нет. Я решил прочитать эту странную и удивительную книгу по другой причине. Чтобы внести хоть какую-то масштабность в картину бедствий, которые принесла Первая мировая война. Читаешь Ремарка и видишь ужас автора (и его героев), перед описанным ( переживаемым ими). Но можно ли этот ужас назвать условно «концом света»? Предел ли это возможным ужасам, которые могут постигнуть Человечество?

Я давно не брал в руки это Откровение. Как-то все более Евангелие и Деяния. Да иногда по историко-метафизической тематике книги Ветхого Завета. К тому же я помню узнал где-то рекомендованный порядок чтения Святого Писания. «Откровения…» там были последним в списке, после того, как хорошо будет хорошо освоено все остальное. А так как до «хорошо освоено остального» еще очень далеко, то … Одним словом читал почти как первый раз…

В работе над Ремарком, скажу сразу, не помогло. И знаете почему? Слишком уж оптимистично «Откровение…». Вот вроде бы рассказ о Суде и наказании… а на душе светло и молитвенное настроение…

Хотя еще одно чувство… зависть (в хорошем понимании этого слова, если такое возможно) к тем, кто может, подобно духовидцу апостолу Иоанну воскликнуть:

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение Иоанна Богослова 22:20)

Что-то еще писать побоюсь. Трудная книга, наполненная метафорами и символами. Трактовать прочитанное буквально - не верно. Трактовать только аллегорически - еще более неверно. Тут как-то скорее чувствуешь, чем понимаешь. А разве это опишешь?

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники



  • 1

Откровенное

«...Тут как-то скорее чувствуешь, чем понимаешь. А разве это опишешь?»
В первом приближении, это и есть литературная традиция человечества, его культура :)

Люди тысячелетиями пишут и говорят о своих чувствах. Исчерпывающего текста о любви до сих пор нет. Но это нельзя принять за повод не писать.

повод не писать

что касается "светской" литературы, то согласен. Но Писание - это другой вопрос

>> Читаешь Ремарка и видишь ужас автора (и его героев), перед описанным ( переживаемым ими). Но можно ли этот ужас назвать условно «концом света»? Предел ли это возможным ужасам, которые могут постигнуть Человечество?

Володя, почитайте "Искру жизни" - это уже о Второй мировой, причем с позиции немца. Там четко видно, что нет,- не предел.

почитайте "Искру жизни"

читал, правда очень давно... почти не помню...

Re: почитайте "Искру жизни"

Перечитайте - оно того стоит.

Я когда смотрю, что сейчас происходит на Украине, просто слышу, как бы это было описано тем языком, языком Апокалипсиса " ... и покарал их Господь за прегрешения их, и отнял способность отличать добро от зла, и правду от лжи. И стали они, в ослеплении своем, служить злу, и поклоняться лжи..." Там ведь то, что происходит - трагедия апокалиптического масштаба.

  • 1