?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
«Правила игры» , Жан Ренуар (1939)
фото с фото
teterevv


О чем переживала Франция, видя готовящуюся к прыжку нацистскую Германию? Очень становится понятны причины того, отчего Франция буквально через год так быстро «легла под Германию». Персонажи фильма ни с кем воевать просто не в состоянии.

Фильм длительностью 106 минут. Первые две трети смотрятся довольно легко, последняя треть тяжелее. К этому моменту завершается развитие практически всех сюжетных линий, а для развязки  - это слишком долго.

Из героев никто не вызывает особой симпатии, в том числе и «идеалистка» Кристин, которая «мстит мужу» за измену  - с первым попавшимся, наплевав на чувства «искренне любящих» ее Андре и Октава. Притом она подчеркивает, что Андре «слишком искренне любит ее», и это ей мешает. Хотя потом вдруг она признается в любви к Андре. А через полчаса признается в любви к Октаву. Но после внезапной и удивительно глупой смерти Андре расстается и со Октавом, возвращаясь к своему «предателю» мужу. По сути, она первоначально выступающая против «правил игры», в конце концов, им подчиняется. Но логики приводящей ее к такому итогу в фильме найти не удалось.

Запомнились несколько раз повторенные слова генерала о том, что Кристин и ее муж явные носители признаков «породы, что сейчас редкость». И потому им прощается многое.
Одним словом, понимание любви, человеческой ответственности друг перед другом у французов в фильме и у меня не просто разные, а несовместимые.

Все это снято накануне начала Второй мировой войны. Я ждал, что автор будет пытаться вскрыть проблемы общества накануне этой катастрофы. Об этом вскользь говорится в начале фильма. Но потом - только об игре в «честь» при совершении бесчестных поступков. Я так понимаю, больше чем об этом французам переживать было не о чем?
Гордо рассказав о модели двигателя и самолете, на котором Андре пересек Атлантический океан, тут же сюжет погружает нас в глубоко индивидуалистические переживания. Далее горизонт происходящего ни разу не превышает этот предельно низкий порожек рефлексий индивидуума на себя самого и отношение к «себе любимому» со стороны «ближнего».

Об этом только и переживала Франция, видя готовящуюся к прыжку нацистскую Германию? Очень становится понятны причины того, отчего Франция буквально через год так быстро «легла под Германию». Персонажи фильма ни с кем воевать просто не в состоянии. Это ли хотел показать Ренуар в своем фильме? Об этом ли он предупреждал, снимая свой фильм? Мне кажется, нет. Да он и сам говорит, что нет. Потрясающий разрыв межу социальным и личностным мироощущением, между «хочу» и «должно».

В общем, второй раз этот фильм я смотреть бы не стал. Хотя ряд актеров играет очень ярко. Прежде всего, это касается Норы Грегор, Марселя Далио, Полетт Дюбо.

Актерский состав:
Нора Грегор — Кристин де ла Шене
Полетт Дюбо — Лизетт, горничная
Марсель Далио — Робер де ла Шене
Ролан Тутен — Андре Жюрьё
Жан Ренуар — Октав
Мила Парели — Женевьев де Марра
Анна Майан — Жаки, племянница Кристин
Жюльен Каретт — Марсо, браконьер
Гастон Модо — Эдуард Шумахер, егерь
Пьер Манье — генерал


После описания своих впечатлений от фильма, я переходу к знакомству с рецензиями специалистов.

«Первоначально фильм осудили за сатиру на французское высшее общество; парижская публика осмеяла премьеру, сочтя, что люди высшего общества показаны в фильме капризными, идущими на поводу у своих прихотей, едва ли заботящимися о последствиях своих поступков.

Французское правительство, а затем правительство Виши запретило фильм к показу во всех кинотеатрах как «деморализующий». По словам Джона Кобала, «шовинистическая французская публика не терпела мысли об аристократах-французах с родителями-евреями и жёнами-немками».

По окончании войны оценка фильма была пересмотрена. Как отмечал Андре Базен, «долгий период непонимания объясняется не только своеобразием сюжета и психологической инертностью публики, но и… композицией фильма, лишь мало-помалу открывающейся внимательному зрителю». Сам Базен прямо называл «Правила игры» шедевром и объяснял это следующим образом:

«Режиссёру удаётся здесь обойтись совсем без драматургических структур: фильм — лишь переплетение отзвуков, намёков, соответствий, карусель различных тем, где реальность и нравственная идея перекликаются, не нарушая смысла и ритма, тональности и мелодии; притом фильм замечательно выстроен, ни один кадр не оказывается бесполезным или неуместным. Это произведение нужно пересматривать, как заново слушаешь симфонию, как размышляешь перед картиной живописца, потому что с каждым разом всё лучше улавливаешь его внутреннюю гармонию».

«Правила игры» знамениты использованием глубокого фокуса: события, происходящие на переднем и заднем планах, равнозначны. В интервью с Жаком Риветтом и Франсуа Трюффо в 1954 году Ренуар говорил: «Работа над сценарием вдохновила меня изменить направление и, возможно, совершенно отойти от натурализма, чтобы попытаться нащупать более классичный, более поэтичный жанр». Ренуар переписывал сценарий несколько раз, часто целиком отказываясь от первоначальных замыслов вследствие взаимодействия с актёрами, наблюдая реакции, которые он не предвидел. Как режиссёр он стремился «приблизиться к тому, чтобы персонажи могли приспосабливаться к своим теориям в жизни, при этом сталкиваясь со многими жизненными препятствиями, которые не позволяют нам теоретизировать».

Стилистика фильма оказала влияние на многих кинорежиссёров. Например, «Госфорд-парк» Роберта Олтмена повторяет многие сюжетные линии «Правил игры» (аристократы в деревне, аристократы и их слуги, убийство) и в знак уважения прямо ссылается на них в позорной сцене охоты, в которой не двигается никто, кроме прислуги».

P.S. «Великую иллюзия» (1937) я все же решил посмотреть в ближайшее время. Его, как и «Правила игры» относят к «величайшим фильмам всех времен и народов». Так что с Ренуаром я не прощаюсь.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
  • 1