Previous Entry Share Next Entry
О важнейшем из искусств
фото с фото
teterevv

Ленин не просто указывает на кино, как наиболее доступное направление культурного прорыва бывших рабов к культуре господ. Он очерчивает контуры того, когда кино служит именно этой задаче.

Мое отношение к кино, а тем более к современному, очень сложное. Не смотреть не могу, хотя бы потому, что его смотрят мои дочери. И часто предлагают сходить в кино вместе, чтобы потом в семье обсудить увиденное. Это радует и дарит часто очень важные для меня минуты единодушия с детьми. Хотя не всегда…
Некоторые фильмы они смотрят, игнорируя мое неодобрение их выбора. Это огорчает, но что поделаешь. И тогда не всегда, но часто я вынужден знакомиться с этими фильмами, чтоб опять же иметь возможность с детьми их обсудить. «Для себя» смотрю фильмы редко. Слишком большой процент «брака» приходится просмотреть, чтобы встретиться с талантливым или просто увлекательным фильмом.

А между тем, в наше время, когда медиа - создают реальность, совсем игнорировать этот канал влияния на умы людей было бы ошибкой. Я не случайно в заголовке ссылаюсь на высказывание Ленина. Тогда, в первые годы становления Советского проекта по существу решалась задача формирования новой, еще не существовавшей доселе культуры - культуры прежде угнетенного класса, ставшего впервые в истории господином и себе и в своей стране.
Чтобы лучше понять, предмет переживания уже тяжело больного Ленина, я приведу историческую справку.

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства. Это справа из Википедии.

Ленин не просто указывает на кино, как наиболее доступное направление культурного прорыва бывших рабов к культуре господ. Он очерчивает контуры того, когда кино служит именно этой задаче.
- не только развлекательное, но и познавательное (в заданной пропорции);
- освещение реальности, будней своей страны;
- привязка к исторической действительности;
- нравственная направленность кино.

Я позволил себе эту историческую справку, чтобы сказать нечто и о сегодняшнем дне. Сегодня роль кино с одной стороны гораздо выше - она буквально занимается констуированием реальности (иногда враждебной существующей). А с другой стороны, кино перестало быть самым массовым средством распространения фактической информации о мире. Ему осталось как раз распространение образов, идей и идеалов. И тут оно ведет себя ровно противоположным образом, нежели определял Ленин в 1922 году. Оно из «господ» делает рабов. Из граждан - потребителей. Из «культурных» - варваров. И т.д. Но при этом оно остается, как и век назад - «важнейшем из искусств».

Исходя из всего этого, я составило список режиссеров, которые повлияли на мировой кинематограф и список их фильмов, начиная с тех, которые принесли этим режиссерам мировую известность.Всего получилось 16 фамилий. Вот они: Эйзенштейн, Довженко, Антониони, Бертолуччи, Висконти, Брессон, Бергман, Бунюэль, Де Сика, Годар, Куросава, Росселини, Ренуар, Феллини, Шаброль, Дрейер.

16 фамилий и почти что 400 фильмов, список которых я естественно приводить не могу из-за их количества.
Часть авторов и картин я уже смотрел. С некоторыми будет первая встреча. Как, например, с Жаном Ренуаром, сыном великого художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Наверное, стоило бы начать знакомство с этим режиссером с фильма «Великая иллюзия» (1937) о Первой мировой войне. Но сюжет этого фильма мне чем-то напомнил «Большой побег» - американский фильм 1963 года о побеге союзнических военнопленных из немецкого лагеря во время Второй мировой войны.  И я решил сразу перейти ко второму «великому творению мирового кинематографа» - фильму 1939 года «Правила игры».
Фильм снят накануне Второй мировой и потому я ожидал увидеть в нем нечто, на чем настаивал Ленин. Но…

Тут уже начинается описание моих впечатлений о самом фильме. А это будет сделано в самостоятельном тексте.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1

На ход мировой истории порой может оказать влияние всего один человек, который в свою очередь познавал мир через карту миру совсем не признанных режиссеров. Меня например удивляют фильмы того же Вендерса и Бергмана, но о них упоминают крайне мало..


  • 1
?

Log in

No account? Create an account