?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Обсуждение книги Энгельса «Происхождение…» 2-2
фото с фото
teterevv


Окончания эссе нашего товарища - Леонида Я.

Оригинал взят у svao_eot в Обсуждение книги Энгельса «Происхождение…» 2-2
***
Итак, по Энгельсу, государство, классовые противоречия и семья вообще не существовали всегда. Был период в жизни человечества, когда ничего этого не было. И даже любви – «индивидуальной половой любви», как говорит Энгельс, - до эпохи рыцарства Средних веков в целом тоже не было (она встречалась, но лишь изредка в виде абсолютного исключения из общего правила).
Человечество в своем развитии прошло три эпохи – дикость, варварство, цивилизация. При этом выделяются низшая, средняя и высшая ступени дикости и варварства. Низшей ступени развития человечества соответствовали неограниченные половые отношения и отсутствие семьи. Однако постепенно человечество стало смутно осознавать негативное воздействие кровосмешения.
В какой-то момент в попытке ограничить кровосмешение возникла первая ступень семьи – кровнородственная семья, в которой была ограничена половая связь между различными поколениями, т.е. все деды и бабки – мужья и жены друг друга, отцы и матери – аналогично мужья и жены друг для друга и т.д.; супружество между предками и потомками исключается.
Следующий шаг – дальнейшее ограничение половой связи между родственниками и создание групповой семьи иного типа. Например, как у гавайских дикарей, создание пуналуальной семьи, в которой ограничены половые отношения между братьями и сестрами. Ряд сестер (в том числе дальних степеней родства), являются общими женами своих мужей. Мужья (видимо, даже не обязательно братья) являются общими мужьями своих жен в пределах данной семьи. На этой ступени развития семьи, соответствующей примерно средней ступени дикости, учреждается род, который впоследствии составляет основу общественного порядка большинства варварских народов и достигает расцвета своего развития на низшей ступени варварства.
Важно отметить, что при всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Вследствие этого матери, т.е. женщины в целом, пользовались большим уважением и почетом и господствовали над мужчинами (Бахофен назвал это состояние общества материнским правом). Хозяйство в таких семьях ведется совместно (Энгельс называет такое хозяйство коммунистическим).
Затем возникает парная семья – семья одного мужчины и одной женщины. Эта семья, однако, еще не является устойчивой ячейкой общества. Брачные узы легко расторжимы, дети принадлежат, как и прежде, только матери. Хозяйство по-прежнему ведется совместно членами рода.
Что происходит в дальнейшем?
Примерно на средней ступени варварства некоторые племена научились приручать и разводить животных. Из общей массы варваров выделяются пастушеские племена, и происходит первое крупное общественное разделение труда (до этого существовало лишь разделение труда между полами – женщиной и мужчиной). Возникают излишки продукции и впервые становится возможным регулярный обмен.
Где-то на рубеже между средней и высшей ступенью варварства происходит перелом:
1) ввиду того, что в разделении труда между полами, добыча средств к пропитанию и орудия для добычи таких средств относились к мужчине, то и стада, а также рабы – эти новые средства промысла – стали принадлежать мужчине; мужчина стал экономически господствовать над женщиной; материнское право умерло, женщина перешла в подчиненное положение;
2) возникает современная форма моногамной семьи с отцовским правом, семья, противостоящая роду; род приходит в упадок;
3) стада, земля и т.д., ранее принадлежавшие роду и использовавшиеся сообща, а впоследствии периодически делившиеся между домашними общинами или иными сходными группами (но все равно принадлежащие роду), переходят в обособленную собственность глав семей;
4) появляется рабство, и формируются классы – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.
На высшей ступени варварства происходит второе крупное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Рабство становится существенной частью экономики. Имущественные отношения между классами уничтожают коммунистическую домашнюю общину. Совместная обработка земли исчезает. Возникает частная собственность. Семья становится хозяйственной единицей общества.
На пороге цивилизации возникает третье разделение труда. Возникает класс купцов – класс, занимающийся не производством, а только обменом. Возникают металлические деньги. Родовой строй уничтожается и заменяется государством:
1)                     люди делятся не по принадлежности к роду, а по территории (люди – в политическом смысле атрибут территории);
2)                     возникновение публичной власти, которая теперь не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженную силу. Раньше дела рода решали в большей или меньшей степени все члены рода. Теперь дела решает ограниченная группа людей.
3)                     Появление налогов, займов, государственных долгов
4)                     Появление полиции
Государство возникает для сохранения общества в условиях классовой борьбы, на практике, как правило, становясь средством для подавления и эксплуатации угнетенного класса господствующим классом.
Таким образом, по Энгельсу, возникновение государства есть своего рода результат возникновения классов. Возникновение классов произошло по необходимости на определенной ступени экономического развития. Однако по Энгельсу, производство подходит к такой ступени развития, когда классы становятся не необходимостью, а помехой. Следовательно, классы рано или поздно отомрут, а вместе с ним и государство, которое будет заменено свободной и равной ассоциацией производителей. Семья претерпит дальнейшее развитие, будет изменена и перестанет быть хозяйственной единицей общества.
Вот вкратце некоторые из основных тезисов Энгельса в том виде, как я их запомнил, понял и постарался изложить сейчас в первом часу ночи. Естественно, некоторые важные моменты я при этом опустил.
Постараюсь их вкратце затронуть сейчас, в заключение моего эссе. Изначально я хотел написать развернуто, как конкретно изменилось мое представление о происхождении семьи, частной собственности и государства, а также какие утверждения для меня остались непонятны, и с какими из тезисов Энгельса я не могу согласиться. Насчет изменения взглядов для краткости, думаю, достаточно будет сказать, что теперь я понимаю, что вообще такой процесс был – происхождение семьи. Семья,  вообще говоря, возникла, и существовала она не всегда. В свете этого об остальных изменениях в мировосприятии распространяться подробно не буду.
С чем не согласен конкретно, сейчас сложно сказать, потому что уже глубокая ночь, и перечитывать все свои подчеркивания уже нет возможности. Общее несогласие у меня вот с чем: Энгельс, на мой взгляд, слишком материалистичен. Вообще если следовать Энгельсу, насколько я его понял, все доисторическое и историческое развитие человечества подчинено сугубо некоторым объективным закономерностям, которых «не объехать, не обойти». Но Маяковский дальше добавлял «единственный выход – взорвать!». А у Энгельса выхода я не вижу. Возникло рабство. Оно было неизбежно. Потом отношения эксплуатации трансформировались  из рабства в крепостничество, затем в наемный труд. Все строго по объективным закономерностям. В обозримом будущем эксплуатация также объективно исчезнет.

Однако, во-первых, не исчезла. И во-вторых, где здесь Человек?


  • 1
Энгельс напоминает Дарвина с его примитивной теорией видов.Была амёба а стал слон.Фантасты прошлых веков не более.

  • 1