Previous Entry Share Next Entry
История РПЦ в ХХ веке. Декларация 1927 года(3)
фото с фото
teterevv


После длительного перерыва, отведенного на предуготовление в Страстную неделю к Пасхе и ликование в Светлую и на День Победы, продолжаем читать «Декларацию 1927 года…».

Еще раз скажу, что этот документ, прежде всего политический. И пойти на него РПЦ была вынуждена из-за многократно описанных ранее трудностей своего положения, одно из которых провокационная деятельность уехавших иерархов. Оставшиеся русские не совершают никакого преступления, называя Советскую Россию своим Отечеством.

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха наказания, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при вашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена».

Говоря о Варшаве, митрополит Сергий и Временный Синод имели в виду убийство при исполнении советского посла Петра Войкова, которое совершил белоэмигрант Коверда.

«Мешать нам может лишь …недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской власти многими представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным».




Это лишь констатация очевидности совершенных ошибок. О них мы тоже уже говорили.

«… может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже монархией, не порывая с Православием».

Это буквальное воспроизводство одного из основных обвинений РПЦЗ, хотя большая часть уехавших и рукоплескала отречению императора. Более того, приложила немало усилий, чтобы Империя рухнула так быстро и бесславно. Поэтому понятно, по крайней мере, мне, что озвученная позиция не больше чем политическая спекуляция. Отмежевание от нее не является ничем, кроме как действием, направленным на выведение РПЦ из этих политических игрищ.

«Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения…»

Очень интересный оборот следует ниже:

«Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей Ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти».

Что значит, закрывшись от власти? Катакомбы? Образовалась и такая «церковь». Каково это - уйти в катакомбы, после почти 1000-летней истории? Ладно, уйти самим. Сто, двести, триста иерархов, допустим, уйдут. А как быть с русским народом? Как можно уйти в катакомбы народу - держателю империи? Никак! Кроме, разве что, только разрушив империю, и поставив над собой иноземца. И разве бывшие в ссылке, лагерях и под арестом, уже принявшие свой мученический крест, или только предуготовляемые Господом к этому, - все они призывали к чему-то подобному? Ни в коей мере! «Хорошо» пребывающим в безопасности и относительном довольстве зарубежникам предлагать взойти на крест другим. И потом выпрыгнуть как нечто из табакерки на руинах разгромленной РПЦ с заявкой на наследование и ее истории, и ее авторитета и т.д. Но разве не важней и единственно нужней сохранить РПЦ в России?

Важней, конечно - тут согласятся все. Но критики митрополита Сергия задаются вопросом: какой ценой? И, правда - какой? Мы прочитали уже большую часть вменяемой ему в вину «Декларации…» и пока никаких призывов к отречению от Христа. Читаем дальше.

«Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между правительством и Церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая / 22 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь»

Все строится вокруг одного - полемики с РПЦЗ. И РПЦ МП идет на прямое размежевание.

«Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира».

Две трети документа посвящены этой самой полемике. Канонических вопросов, в чем собственно и обвиняется РПЦ МП, мы пока не увидели. Далее, митрополит Сергий и Временный Синод переходят к общеустроительным вопросам жизни Церкви:

«Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв нашего Второго Поместного Собора, который изберет нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление, а также вынесет решение и о всех «похитителях власти» церковной, раздирающих хитон Христов».

Где криминал? Где верооступничество? Где все то, в чем так рьяно обличают РПЦ ее критики? Может быть, это?

«Порядок и время созыва, предметы занятий Собора и прочие подробности будут выработаны потом.
…наше твердое убеждение, что наш будущий Собор, разрешив многие наболевшие вопросы … даст окончательное одобрение и предпринятому нами делу установления правильных отношений нашей Церкви к Советскому правительству».

Все отложить до Собора, - это вполне понятный шаг. А как иначе, в условиях … см. ранее опубликованные тексты и ситуации в РПЦ в двадцатых годах.

«16/29 июля 1927 года.
За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, Митрополит Нижегородский, Члены Временного Патриаршего Священного Синода:
Серафим митрополит Тверской, Сильвестр архиепископ Вологодский, Алексий архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской Епархией, Анатолий архиепископ Самарский, Павел архиепископ Вятский, Филипп архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией, Константин епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Управляющий делами Сергий, епископ Серпуховский».

Вот и все! Вот и весь текст!
Еще раз скажу, что благодарение Советской власти на фоне гонений - узкое место этого документа. Историки считают «Послание…» платой за легализацию Синода. На самом деле произошло большее - историческое спасение РПЦ. До этого она была мишенью в классовой борьбе, выведенной за пределы политического поля. Теперь Церковь стала частью общественного устройства страны.

Конечно, кроме РПЦЗ была еще одна серьезная угроза - обновленцы. Я много раз уже приводил и масштабы ее и характер. По существу, РПЦ оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, обновленцы, используемые в том числе и новой властью для ослабления или даже уничтожения, с политической точки зрения, Церкви в связи с ее долгим и драматическим осознанием объективности установления в стране нового строя. А с другой стороны, РПЦЗ, настаивающая на крестном пути политической и идеологической войны с Советами для оставшейся части верующих и Церкви, как института. Или полное подчинение с разрушающими изменениями во всех областях бытия Церкви. Или противостояние с теми же последствиями. Митрополит Сергий и Временный Синод нашли третий путь, спасительный для Церкви.

Обновленцы восприняли Декларацию, как политическое поражение РПЦ. И отчасти с этим можно согласиться. Хотя с оговоркой, что это было уходом Церкви из того политического поля, куда она оказалась втянута после разрушения старой России и мучительного строительства новой. Она отступила, но с территории, на которой и не должна была воевать. Считающая иначе РПЦЗ усмотрела в этом отступлении капитуляцию именно потому, что включила в рамки своего бытия чуждое церкви поле политической борьбы.

Да, это не уберегло Церковь от дальнейших гонений и репрессий. Но это уже не относилось к самой Церкви как институту. Ему оставили место для жизни в России и той священной миссии, о многообразии которой я скажу ниже.

Снова встает вопрос о том, какой ценой это далось. Ценой благодарения? Это не новость в истории Церкви вообще. И римского императора благодарили во времена гонений. Не за гонения, конечно! За готовность вступать в диалог и смягчать сами гонения, облегчая судьбу им подвергаемым.

Время показало, что произошедшее было спасительным для Церкви. Не потому, что она выжила, и впоследствии было восстановлено Патриаршество. Не потому, что после гибели Советского строя, Россия не оказалась отданной на растерзание враждебным русскому духу пришлым бесовским сектам и еретическим образованиям. И не потому, что сохранила даже в советском народе, внешне атеистическом, готовность «вспомнить» Благую Весть Христа. Это все очень важно. Но есть свидетельство правоты и ближе по временной шкале к Декларации.

Несколько дней назад мы отметили День Победы. Война, во время которой Церковь была со своим народом. Война с предельным и абсолютным врагом. Окормление народа во время принесения  себя им в жертву для Победы в этой войне - вот то подтверждение правоты действий митрополита Сергия, Местоблюстителя Петра, свт. Тихона, - всего того курса на нормализацию отношений, который и проявился в Декларации.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
(Deleted comment)

заимствовали из учебников

Я так понимаю, что вы свои опусы берете у Беседовского, не скрывавшего что писал исключительно за деньги для идиотов не хотящих ни в чем разбираться?
Читаем либеральную Вики "Бори́с Софро́нович Коверда́ (21 августа 1907, Вильно, Российская империя—18 февраля 1987, Вашингтон, США) — деятель российской Белой эмиграции." https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

в таком тоне говорите с кем-нибудь другим. Остальное вне комментариев, так как там истории ноль, а одни идеологические штампы.

(Deleted comment)

Глупо спорить

поэтому я с вами и не спорю.

Большевики не разрушали РИ

Это сделали до них, февральские деятели. А помогало в этой антигосударственной деятельности церковь.
Большевики пришли к власти в уже Российской республике, и восстановили страну. А церковь до определенного момента продолжала заниматься разрушительной деятельностью, за что и получила репрессии.
И если до конца,не убийцу, а все таки правильнее сказать палача, потому как, казнили бывшую царскую семью на основе решения местного Совета, но расстреливали же люди не самостоятельно, а с санкции власти, пусть и областной.
Вы вообще почаще в ЖЖ заходите, не сидите в одиночестве, мы по товарищески все объясним.

(Deleted comment)

Re: Именно большевики разрушили РИ

Вы уж ребята не пугайте первоисточниками, дайте их родимые.
Что большевики не просто документально оформили то, что уже случилось (пока не случилось еще хуже).
Покажите фактами,что к октябрю хоть, что то государства(и кстати какого РИ? РР?РФ?) функционировало.
Армии уже почти не было, экономики тоже, единства страны тоже не было по факту.
Элементарно нечем было воевать - ни материалов ни людей. Другого выхода, кроме мира просто не было, а особенно после наступления немцев.
А заодно покажите,что Ленин не только всяко говорил, но и имел власть и ресурсы для осуществления развала и других мерзких вещей, о которых писал тогда.
А так любого можно сажать за развал, например СССР, из-за того, что там громко орал из подворотни. Сколько там было его сторонников в начале февральской революции - 20 или 25 тысяч? Из них половина сидела, половина была зарубежем, а оборонцами после февраля в большевиках были практически все, даже Сталин.
А сколько постов во Временном правительстве большевики занимали или хотя бы рядом? Вот поистине просто страшная сила - полное ничтожество, а все развалило!
А про разрушительную силу большевиков можете дальше развернуть? Как они родимые так продержались все 70 лет? Разрушали, разрушали, а при этом страну после гражданской подняли, потом победили Германию, потом поднявших ее после отечественной и т.д.
Только просьба не копипастом, а своими словами, а то неинтересно общаться, как с политруком разговариваешь.

(Deleted comment)

к первоисточникам обращайтесь

И где они? Есть такой прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв участвовавший в разбирательстве этих обстоятельств в рамках уголовного дела № 18/123666-93. Так вот он все эти мульки, что Вы тут строчите не покладая рук - опроверг.
Все до единой, что вы нафантазировали. Об участии Войкова материалов много. Вы уперто цитируете все что опирается на мемуары Беседовского. Поэтому с вами и дискутировать то незачем. Как можно комментировать фэнтези? Ну, придумали это, ну, верите. О чем тут говорить?

Edited at 2016-05-12 02:01 pm (UTC)

(Deleted comment)

О расследовании Соколова

Слышал и читал и что?
я так понимаю что у вас творческий угар? От данных расследований 1993 года вы отмахиваетесь и продолжаете придумывать дальше?
Еще одно оскорбление и будете в бане. Читайте верхний пост.

(Deleted comment)
предупреждаю.
остальное ваше дело. вы сюда пришли и утроили сеанс саморазоблачения на тему далекую от комментируемого поста.
Хотите пишите, но в рамках правил приличия. Хотите не пишите.
Назначено так назначено. До его результатов о чем можно говорить* только о ваших хотелках, а они к истории отношения не имеют.

Да это клоун анальный.
Чего время на него тратить?
:)

читайте http://www.nik2.ru/documents.htm?id=269
"Постановление о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 "О выяснении обстоятельств гибели членов Российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918-1919 годов", пункты 10-13"

...организовали и совершили:

1. Белобродов Александр Георгиевич, (1891 – 1938) – председатель Екатеринбургского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
2. Медведев Павел Спиридонович, (1888 – 1919) – охранник Дома особого назначения.
3. Юровский Яков Михайлович (Янкель Хаимович), (1878 – 1938) – начальник Дома особого назначения,
4. Никулин Григорий Петрович, заместитель начальника Дома особого назначения,
5. Голощекин Филипп Иванович (Шая Исаевич), (1876 1941) – член президиума Исполкома уральского облсовета, военный комиссар.
6. Медведев (Кудрин) Михаил Александрович (1891-1964) – сотрудник Уральской ЧК.
7. Ермаков Петр Захарович (1888 – 1952) – военный комиссар Уральского облсовета, начальник 2-й Уральской дружины
8. Ваганов Степан Петрович, помощник начальника 2-й Уральской дружины,.
9. Кабанов Алексей Георгиевич (1890 – 1972) – начальник пулеметной команды внутренней охраны Дома особого назначения.
10. Стрекотин Александр Андреевич (1897 - ?) – красногвардеец караульной команды Дома особого назначения.
11. Неустановленные лица из латышского батальона ВЧК.
12. Следствием не доказано и не исключается участие в расстреле охранника Виктора Никифоровича Нетребина, Яна Мартыновича Цельмса.

Войкова там нет. Точка.
По каждому вашему фэнтазийному взбрыку приводить источники или сами наконец-то захотите разобраться с историей страны?

(Deleted comment)

повторное расследование покажет

что покажет? напишите новые документы и подбросите их в архив? как во времена перестройки? только это вам и иже с вами и остается делать.

Накладные есть только на кислоту и Войков был отв. за снабжение где подписывал много накладных и т.д. Но даже если на заметание следов, это не делает его убийцей, а лишь покрывателем. вы же обвинили Войкова именно в участии в расстреле. Что ложь.

(Deleted comment)

слащавого бабника и упыря

Доказано вами и только самому себе.

это все на это способно ваш "просвещенный" разум? на оскорбление мертвеца?
До свидания, а вернее прощайте. Потому что честь имею.

Идите с миром.

(Deleted comment)
Кстати, спасибо за публикацию.


РПЦ не спаслась, потому как сама есть еретическое образование.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account