?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О символах и образах
фото с фото
teterevv

Христос Воскресе!

Очевидна важность выбора и присутствия символов в жизни. Одни могут вести к разговору с чем-то, толкающим от Жизни к смерти. А другие, наоборот, к Пробуждению и Восхождению Человека к своей Природе и Предназначению. Именно поэтому, разрушая общество, враги с такой яростью и методичностью набрасываются на символы и образы.

Пришедшее вчера воспоминание о моем некоем поэтическом прошлом отозвалось и другим воспоминанием. Страстную неделю я начал с цитирования короткого рассказа свт. Игнатия Брянчанинова о зимнем саде. А вчерашние строки напомнили мне еще один рассказ этого удивительного автора - «Роса». Я опять же позволю себе небольшой фрагмент из этого, который, как мне кажется, точно описывает настроение Светлой Седмицы.

Но сперва пару слов о метафизике.

Человек не может не опираться на что-то большее, чем он сам. Он не может свести себя, прошу прощение за парадокс, только к своему «Я». Если это происходит, то человек становится лишь фрагментом мира, окружающего его. Я Человек гораздо больше, чем это фрагментирование реальности. Потому как он осознает и себя и саму реальность. И непросто осознает, а способен менять и меняться. Не в силу внешних давлений и обстоятельств, а в силу заложенного в нем того самого большего, чем его внутреннее «я».

Это можно назвать метафизикой, можно еще как, но суть не меняется. Мы ищем опору на большее и внешнее. Мы с этим большим взаимодействуем и видим (или ищем) результаты этого взаимодействия. Религиозные люди ощущают Его. Нерелигиозные или светские …

Мне кажется, они тоже ощущают. Религиозные люди видят подтверждения этой Жизни большей, чем просто жизнь тела. Видят конкретно и переживают, глядя на происходящее в мире, буквальное присутствие Бога во всем. Светские же наделяют такие проявления символизмом. Тут очень тонкий момент. Ведь за символом всегда стоит Нечто, с чем через этот символ Человек выстраивает взаимодействие.

Отсюда, кстати, и вытекает важность выбора и присутствия символов в жизни. Одни могут вести к разговору с чем-то, толкающим от Жизни к смерти. А другие, наоборот, к Пробуждению и Восхождению Человека к своей Природе и Предназначению. Именно поэтому, разрушая общество, враги с такой яростью и методичностью набрасываются на символы и образы.

Можно тиражировать картину с попом в дорогих часах. К сожалению, это может быть частью реальности. Но разве это может быть символом в разговоре о Церкви? Ведь при всей реальности образа попа, который всегда еще и человек со слабостями, это часть правды. А есть и вторая часть.

Те, кто пережил последние две недели с Церковью, знают какова интенсивность жизни священнослужителей в эти дни. Ты приезжаешь в Храм загодя, когда еще только занимается рассвет - они уже там. Уходишь после Литургии и торопишься позавтракать, а батюшка окончивший исповедовать к ранней службе начинает позднюю, или иную службу. И так весь день. Почти каждый день.

И тогда возникает вопрос - отчего образом, который хотят превратить в символ, выбирается не священник, принимающий несколько часов исповедь и осуществляющий иные Таинства, а эта другая, отдельная от сути священства и очень узкая часть картины? Может, потому, что нужно обрушить через подобный символизм, то, что есть на самом деле? Так было и с историей России в ХХ веке, с ее советским периодом.

Но я сегодня еще воздержусь от политики и вернусь к рассказу свт. Игнатия, в котором есть место и символизму и образности, а главное, переживанию присутствия в жизни Того Большего, без чего Человек не человек.

«За оградою того монастыря, к восточной стороне, лежит обширный луг. Тогда он был покрыт густою, нежной травою, разнородными, дикими цветами, которые цвели и благоухали беспечно на свободе и приволье. В тот день упала на него обильная роса. Бесчисленные ее капли виднелись на каждом цветке, на каждом стебельке и мелком листочке, а в каждой капле изображалось с отчетливостью солнце; каждая капля испускала лучи, подобные лучам солнца…

В то время священноинок, готовившийся к совершению Божественной литургии, вышел с глубокою думою из боковых, уединенных ворот монастыря (на этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова) и, сделав несколько шагов, остановился пред лугом обширным. Тихо было у него на сердце; тишине сердца отвечала природа вдохновенной тишиною…

Священноинок взглянул на небо, на солнце, на луг, на блистающие капли росы — и внезапно открылось пред очами души объяснение величайшего из таинств христианских, то объяснение, каковым может объясниться непостижимое и необъяснимое, объяснение живым подобием, картиною живописною, которая была пред его глазами.

Как будто сказал ему кто: Вот! Солнце всецело изображается в каждой смиренной, но чистой капле росы: так и Христос, в каждой христианской православной церкви, всецело присутствует и предлагается на священной трапезе».

Слава Господу воскресшему!

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
  • 1