?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ломать - не строить
фото с фото
teterevv

«Дух стяжания привязывает к вещам». Свт. Иоанн Златоуст.

Хотя сегодня и 1 апреля, когда отчего-то принято шутить, поговорим без дураков. Тема разговора, на первый взгляд, располагает к шутливому тону, но это лишь на первый взгляд.

Вчера прочитал, что миллионы просмотров собирают видео с тем, как вещи уничтожаются при помощи пресса.

Зашел, посмотрел и обомлел.

В детстве все мы проходим через период тяги к разрушению. Мы так познаем мир - разрушая предметы, как присутствие большого мира в нашей жизни. Мы тянемся к сложности. Но, не имея возможности ее созидать или полноценно использовать уже созданную, реализуем этот позыв в разрушении. Заодно пробуем этот мир на зуб.

Я помню себя в таком состоянии. Когда с упорством маньяка разбирались отверткой игрушки, а иногда и что-то «по страшней», например, утюг. Кроме этого бились стекла, бутылки, ломались аккумуляторы, трансформаторы и просто фанерные ящики.

Бывают такие приступы и во время уже взрослой жизни. Когда нервы не выдерживают от починки какой-либо вещи, и ты ее забрасываешь куда подальше или об стену посильней. Чтобы отмучится и избавиться от этого рабства перед вещью. Или когда, буквально ощутив свою зависимость от вещи, ты от нее избавляешься для обретения свободы. Конечно, во взрослом возрасте это случается не часто, я бы даже сказал крайне редко. В том числе и потому, что рабство вещей не так уж сильно тяготит. Мы привыкли в обществе потребления, что вещи имеют нас, а не мы их.

В качестве эпиграфа я привел слова свт. Иоанна Златоуста. В толковании на Евангелие от Матфея он развивает эту мысль и говорит, что вещи - это якоря, которые привязывают душу к земному и удерживают от Неба. И когда живая душа почувствует этот плен, в порыве к Свободе Человек может пойти и на разрушение вещей.

Но ведь указанный видеоканал про другое. Вредна ведь не сама вещь, а излишняя привязанность к ней. Вещь - это ведь и результат Труда. То есть в какой-то мере продолжение Человека в реализованности его Творческого потенциала, данного от Бога. И потому вещь может быть как источником рабства, так и свидетельство Свободы.

Видео с уничтожением вещей никак не преследуют цель борьбы с рабством. Они высмеивают вещь как таковую, и как продукт Творчества. И то, что эта банальная видеокартинка разрушения обыденных вещей притягивает столько просмотров - говорит о чем-то страшном. Как минимум о легкости ответа на обращение в Человеке к низменному и опрощенному. Ломать же -не строить! По мне так это кого-то завораживающее зрелище на идейном уровне соседствует с фашизмом. Разрушение сложной вещи при помощи примитивного станка - это символическое торжество регресса над прогрессом, природы над культурой, невежества над знанием.

И очень символично, что каждое такое глумление автор видеосюжетов заканчивает символическим убийством жизни - какой либо игрушки, изображающей живое существо. Резиновая игрушка как бы натягивается на молот пресса, подчиняясь его стальной силе и механической воле.

Я бы мог развивать эту образность и уйти очень далеко, но не стану. Потому как автор сюжетов или все это понимает не хуже меня. Тогда он именно ради победы смерти над жизнью все это и выкладывает. Или уже спустился к состоянию варваров, крушивших Рим, выплескивая свой страх перед достижениями культуры.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
В принципе уничтожение вещей может послужить прогрессу - в качестве проверки новых технологий, например. Но если это делать самоцелью - таки да, это какая-то патология. Во все века любые вещи старались использовать по максимуму, и даже пришедшее в негодность использовалось на запчасти, а сейчас, в пору истощения ресурсов - лучше стало? Это чистой воды блажь и горе от ума.

  • 1