Previous Entry Share Next Entry
Герои не умирают
фото с фото
teterevv


Герой погиб, и мы стоим над его могилой. Это вызывает, кроме желания мести, содрогания души и природы еще и молчание, как непринятие этого расставания. Но такое молчание не должно быть капитуляцией и поражением. И потому мы стреляем и в эту тишину.

О священномученике Ермогене, Патриархе Московском и всея Руси, чью память чтит сегодня Церковь я уже писал. К тому же во вчерашнем посте я анонсировал "Вечер памяти" воинам, прошедших Афганистан, Чечню, Приднестровье и служащих Отечеству сегодня на Донбассе. Вот я и решил что история, как бы ее ни любил, подождет.

У меня есть друг. Когда мы с ним познакомились - я заканчивал школу, он переходил в выпускной класс - он был абсолютным романтиком. Все в этом возрасте склонны к этому. Но у него этого было гораздо больше, чем во мне или во всех, с кем я был тогда знаком. Вследствие этого перестроечная и постсоветская жизнь поломала его более чем нас остальных. И он стал отчасти циником. Не до конца. Он как бы балансирует между цинизмом и романтизмом. Вернуться к идеалистическому восприятию мира он не может. Потому как сегодня это было бы просто сумасшествием или уходом в революционеры. А стать циником окончательно не может так как ему тогда надо полностью переделать себя. Вот они и балансирует.

Он на год младше меня. Оканчивая школу в 1989 году, мой друг очень переживал, что нет больше призыва в Афганистан. Еще он, начитавшись перестроечной ерунды, переживал о том, что не может сказать в лицо «тирану Сталину и убийце Берии» о том, как он их презирает и ненавидит. Интересно, что он думает сегодня об этом? Я знаю, что он читает эти тексты, и сразу прошу его простить меня за то, что включил его в мою подводку к материалу.

Мой материал сегодня не о Берии и Сталине, а о войне в Афганистане. Вернее, об «уроке мужества», который прошел вчера в одной из московских школ. А рассказ о своем друге я вставил потому, что после выступления ребят слово взяла завуч школы и, не сдерживая эмоций, рассказала о трагедии своего класса, в котором половина мальчишек не вернулась с той войны. Она выпускалась в 1979 году.

Вот как-то так все соединилось и перемешалось. Фарс перестройки, романтизм, трагедия и история. Мне очень было интересно посмотреть, как сегодняшние дети воспримут рассказ об Афганистане. У меня сложилось ощущение, что им это не очень интересно. Вернее не более, чем любое другое отдаленное о них историческое событие, с которым у них нет никаких устойчивых эмоциональных связей. Я этому рад и нет одновременно.

Рад тому, что либеральный бред, типа фильма Бондарчука «Девятая рота» прошел мимо них. А грустно потому, что героизм и подвиг не могут оставлять равнодушным в этом возрасте. Зал был полон, в нем были классы с 9 по 11-ые. Слушали и смотрели внимательно и сосредоточенно. Но вопросов по окончании не возникло, мнений не прозвучало. Это первый раз на моей практике таких мероприятий в этой школе. А я все искал в их лицах кого-то похожего на моего друга. Порой казалось, что вижу. Но как судить?

Когда все слова были сказаны, уже прозвучала взволнованная речь завуча, преподаватель, ведущая этот «урок мужества» взглядом спросила меня:  есть что тебе сказать? Я отрицательно покачал головой. Может и зря. Я хотел бы им рассказать о своем друге и его поломанной судьбе. И еще я им хотел рассказать то, что рассажу вам.

Когда мы готовили этот вечер. Вернее, когда я наблюдал, как ребята и преподаватели готовят этот вечер (мое участие было очень скромным в этом процессе), я настаивал только на одном - не должно быть официоза и фальши. Очень трудно было искать песни и стихи на афганскую тему. Мы хотели говорить не только о подвиге и героизме войны, но и о трагедии преданного поколения. Но стихов и песен об этом мало, в основном они о жалости. А жалость и героизм как-то не сочетаются.

Выше я соединил историю моего друга, окончившего школу в последний год войны в Афганистане, и рассказ завуча, одноклассники которой попали в первый призыв, попавший на эту войну. Теперь я позволю себе соединить первые и последние слова вчерашнего вечера, чтобы хоть как-то показать - о чем он был.

«Давайте назовем нашу встречу «Живая память». Живая память, потому что живы те, кто воевал, выполняя свой долг в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне и сегодня в Донбассе. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.
И память эта будет жива, пока мы об этом помним.
Живая и потому что герои не умирают. Но главное, их жертву помнит Родина. В последние годы можно услышать упреки и сомнения, мол, нужно ли было СССР участвовать в этой войне. Все эти жертвы были бессмысленны. Но разве может быть подвиг лишен смысла?

Сегодня наш рассказ был о героизме и подвигах, совершенных в Афганистане.
Воевавшие дети – невоевавших отцов, так часто говорят об “афганцах”. Эта никем и никому необъявленная война требует глубокого осмысления. Потому. Как постоянно встают вопросы: что было? Как было? И так ли было?...
Что же такое – героизм?
Кого можно назвать героем?
Может ли подвиг быть бессмысленным?

Единственно когда такое может произойти, это если сама страна откажется от своих героев. Но ведь тогда она умрет. И чтобы этого не произошло, мы должны знать правду о войне. Знать и защищать ее».

Я надеялся, что будет какой-то разговор после этой встречи. Может, он еще и будет в ближайшие дни на нашем клубе в этой школе. И, кроме рассказа о моем друге, я хотел с ребятами поделиться вот еще чем. Готовясь к этой встрече, я задумался о содержании воинских ритуалов. Например, залп над могилой погибшего героя. Что это? Я не стал копаться в интернете, чтобы найти правильный ответ. А решил сам его дать.

Мне кажется что, делая залп над могилой героя, мы отчасти даем клятву взыскать его кровь с врага. Мы не можем сделать это прямо сейчас, взять на прицел врага и потому стреляем не целясь. Но как бы во врага.

Смерть героя - это события «из ряда вон». Герой не может умереть. Потому что герои надмирны. И потому мы залпом вызываем раскат грома, показывая, что мир содрогается от этой смерти. Не приемлет ее. Ведь герои, отдавшие свою жизнь за других, победили вслед за Христом смерть. Они до конца исполнили заповедь о любви к ближнему:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:12,13).

Но все же герой погиб, и мы стоим над его могилой. Это вызывает, кроме желания мести, содрогания души и природы еще и молчание, как непринятие этого расставания. Но такое молчание не должно быть капитуляцией и поражением. И потому мы стреляем и в эту тишину.

Это мое восприятие. Я не буду настаивать на его единственной верности. Я лишь призываю к серьезности в этом вопросе. Той серьезности, с которой ребята подошли к подготовке и проведению этой встречи. Той серьезности, с которой обратилась к ним, еле сдерживая слезы, завуч школы. Той серьезности, с которой на нас смотрят герои на своих портретах и фотографиях. Я искренне считаю, что герои не умирают. И как христианин и …вообще. А раз так, то говорить с ними и о них мы можем только предельно серьезно и искренне.

Всем ребятам принимавшим участие в подготовке и проведении встречи, всем преподавателям - огромнейшее спаси Бог!




Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Понимаю, что не по теме. Но резанул слух рассказ завуча "о трагедии своего класса, в котором половина мальчишек не вернулась с той войны".
Как мы знаем, СССР потерял за 10 лет той войны 15 тысяч.
Достаточно быстро нашёл количество выпускников школ СССР в 1980 году (завуч выпускалась в 1979) - ок. 4,5 млн. человек. Если принять, что мальчиков там было меньше половины, допустим 2 млн., то даже если допустить невероятное, что все погибшие в Афганистане были выпускниками одного года и солдатами - из 2 миллионов 15 тысяч составляет 0,75%.

резанул слух рассказ завуча

согласен с Вами, но она так помнит. Она говорила это без упрека в адрес СССР. Просто услышав от нас, что мы не считаем жертву ее одноклассников бессмысленной. И кроме того обращаясь к выпускникам своей уже школы.

Re: резанул слух рассказ завуча

Так рождались легенды и мифы...

легенды и мифы

Кто его знает. Может в ее классе было всего 4 парней и две погибло.

Re: легенды и мифы

Уникальный случай для московской школы.

Уникальный случай

я не знаю из Москвы ли она. Может и нет

  • 1
?

Log in

No account? Create an account