?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Вера и действие. Или об исторической ответственности.
фото с фото
teterevv
Не в качестве толкования я хочу отметить эту близость веры и действия. В далеко не полном перечне поступков совершенных святыми и праведниками, мы видим, как вера всегда реализуется в действии.

Сегодня Церковь отмечает день обретение нетленных мощей одного из самых почитаемых святых Русской земли, прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января 1652 г. Но сегодня я бы хотел рассказать о другом.

В школьные годы я профессионально занимался футболом. То есть тренировался в профессиональной команде, играл в первенстве области и даже получал за это деньги. Я играл по возрасту за команду мальчиков. Были у нас команды юношей и мужская команда. Сами понимаете, что большого различия и строгого разделения ребят между командами мальчиков и юношей не было.

Вся наша профессиональная футбольная жизнь длилась два года. Тренер ушел, команду распустили. Но первенство области и района ведь не отменились! От Звенигорода в них принимало участие несколько команд. Они были у всех крупных учреждений предприятий. Представьте себе, в советское время были такие в нашем городе! Город жил не торговлей или за счет продажи сельхоз. земель под дачи и особняки.

Наши команды разошлись кто куда. Самые близкие мне товарищи из «юношей» попали в команду «Совхоза им. Макарова». Я поступил в военное училище и уехал. Во время августовких отпусков несколько раз выходил на поле с товарищами за «Совхоз». Но потом с развалом СССР и это прекратилось. Долгое время на стадионе, где дневала и ночевала большая часть моих сверстников, была какая-то складская база. Вход туда был закрыт. Тропинки заросли.

К чему я все это рассказываю, и какая связь с прп. Саввой? Самая прямая! В прошлом посте по «Истории РПЦ в ХХ веке» я писал о компании по экспроприации церковных ценностей в 20-х годах. В ответ одна сестра во Христе рассказала о том, как община ее храма отстояла в эти нелегкие годы сам храм от закрытия и святыни от поругания. Просто взяла и не дала его разграбить. Для тех, кто не поверит, я хочу сегодня привести материалы о так называемом «Звенигородском мятеже» 1918 года. Где комиссар Макаров, в честь которого и назван тот самый совхоз, за команду которого мне пришлось поиграть, одна из действующих фигур. А мощи преподобного, вернее, угроза их осквернения - вот одна из причин этого «мятежа»

На сайте монастыря обо всем этом говорится очень коротко и скупо.

«В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт».
На деле все было более драматично. Вот данные из Вики:

«В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, - что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание... В середине 1919 года монастырь был закрыт».

Есть более полные описания этих событий, с той или иной доле мистицизма.

«По рассказам местных жителей, смерть комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни».

В «Звенигородском Колоколе» дается почти детальное описание событий. Многое из написанного вызывает вопросы. Например, такие фразы :

«Почти всех их в дальнейшем, особенно в 1930-е годы ожидала самая страшная участь…».

Почти всех или всех? Если не всех, то хотя бы пропорции от всех? Какая участь? После представленных подробностей мятежа, отсутствие какой-либо информации рядом с вышеприведенной фразой выглядят чистой воды пропагандистским перестроечным штампом.

Кстати, там есть еще одна повисшая в воздухе фраза. О том как люди, возмущенные святотатством и глумлением над мощами преподобного:

«… написали заявление в Совнарком. В ответ появилось «дело о вскрытии святых мощей преподобного Саввы», которое распорядился начать лично В. Ленин».

То есть Ленин откликнулся на возмущение верующих? Я так понимаю.

Закончить я хочу цитатой из сегодняшнего Писания:

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». (Евр. 11, 17-31).

Не в качестве толкования я хочу отметить эту близость веры и действия. В далеко не полном перечне поступков совершенных святыми и праведниками, мы видим, как вера всегда реализуется в действии.

Верою православный звенигородский люд в 1918 году защитили свои святыни от поругания.
Верою уже в двадцатые годы приход Храма Архангела Михаила на Ставрополье отстоял свои святыни. Об этом мне написала упомянутая выше сестра во Христе.

А если что-то не совершилось? Можно, конечно, все свалить на комиссаров в кожанках с револьверами в руках. На заговоры «сионистов» и каких-либо еще международных сил. Но тогда, разве это не равносильно маловерию в праведность Судов Божиих или Его попечение о мире? Мол, мы-то верили, а вот Он…   Прости Господи!

Меня учили при всех невзгодах и испытаниях вслед за разбойником на Голгофе благодарить Господа:

«По делам своим приемлю, и худшее сего заслужил! Помяни меня, Господи, во Царствие Своем».

Это не освобождает беззаконника от творимого им беззакония. Кощунника от произведенного им кощунства и т.д. И соответственно Советскую власть от сделанных ей ошибок и преступлений в отношении Церкви. Но и не делает и нас свободными от ответственности за судьбу Церкви.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1

вера без дел мертва

Заход издалека, но ради последнего абзаца стоит прочитать.

  • 1