Previous Entry Share Next Entry
С Праздником Обрезания Господня!
фото с фото
teterevv
Можно искать аналогии в других религиях. Тримурти и прочие триады богов, как прототипы Троицы. Посещения божеством в том или ином обличие людей. Воскресение Осириса. Даже самопожертвование Бога ради людей можно найти. Но только Христос посетил землю и людей, родившись, так же как и мы все от Матери, и пройдя во всей полноте, кроме греха, жизненный путь. Только Он один, будучи Богом, стал еще и Человеком.

Есть Праздники, значение которых понимаешь не сразу. В период моего начального воцерковления к таковым относился и сегодняшний - Обрезание Господня! Душа по маловерию жаждала чудес внешних, еще будучи не в состоянии увидеть внутренние. Увидеть, что Бог делает с твоей душой, когда ты вверяешь Ему себя. И потому человеческое радовалось Праздникам, где Господь являет Свое Божественное и не понимало, когда речь шла о Его Человеческом.

Но постепенно принимая Благую Весть, я все больше стал поражаться Самому факту пребывания Бога среди нас. Что вот Совершенный Бог, Царь Царей и Творец всего видимого и невидимого освятил Своим телесным присутствием Землю. А для этого Он родился в настоящем Теле человека. Не принял вид человека, не похитил у кого тело, а родился по-настоящему.

Можно искать аналогии в других религиях. Тримурти и прочие триады богов, как прототипы Троицы. Посещения божеством в том или ином обличие людей. Воскресение Осириса. Даже самопожертвование Бога ради людей можно найти. В нашей газете перед Новым годом Кургинян сравнивал Христа и Прометея:

«Только Прометей и Христос претерпевают крестную муку за людей. А поскольку образ Прометея очевидным образом является более древним, чем образ Христа, то первый пострадавший за людей бог — это Прометей»

Все так, но только Христос посетил землю и людей, родившись, так же как и мы все от Матери, и пройдя во всей полноте, кроме греха, жизненный путь. Только Он один, будучи Богом, стал еще и Человеком. Господь явил нам пример совершенного соединения Человеческого и Божественного. Ветхий Адам в силу греха утратил это единение с Богом. В Господе эта связь была восстановлена.

Я не богослов, чтобы говоря на эту тему быть уверенным, что не скажу чего-то неверного. Но мой блог - это не место теологических поисков и лекций. Это место моего поиска ответов на волнующие меня вопросы. И потому я продолжу говорить на эту сложную тему - взаимоотношения Человеческого и Божественного в Новом Адаме - Господе нашем Иисусе Христе.

Меня потрясает и радует в этих «человеческих» Праздниках именно эта Весть о такой близости Бога и Человека. Его послушание родителям, о котором говорится в сегодняшнем чтении Писания. Его любовь к Своей Матери, явленная в эпизоде, когда Он сдается на Ее уговоры явить чудо превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Места, где говорится, что Он взалкал, возмутился духом, опечалился и т.д., а так же сегодняшний Праздник, - мне дороги именно тем, что в них я вижу Сына Человеческого.

У меня есть один вопрос, на который я пока не имею точного ответа. Я не богослов и, к сожалению, времени углубиться в его изучение пока нет. Вопрос следующий - Человеческое совершенство Христа была изначально присуще Ему после Рождества или приобретено Им в процессе человеческой жизни? Есть доводы в пользу и того и другого варианта ответа. Все же Он родился от Чистой Девы, не знавшей мужа, и эта связь в Нем Божественного и человеческого, как мы видим из сегодняшнего Евангелия, была установлена с самого начала.

Но, с другой стороны, есть слова Спасителя, которые не позволяют так категорически отметать второй вариант ответа на поставленный вопрос.

«…но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Победил - это значит, что была борьба, исходом которой была эта Победа. И вот еще одно место, где раскрывается суть этой Победы:

«…ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»(Ин. 14:30).

То есть сатана имел возможность что-то получить в Нем? Когда искушал Его после сорокадневного поста в Синайской пустыне:

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи...» (Мф. 4:1-3).

Он был Духом призван, чтобы пройти искушение. И в этом испытании Человеческого в Нем Победа не была предуготовлена Божественным, иначе - в чем испытание?

Подтверждение того, что Человеческое в Христе подвергалось испытаниям я услышал в лекциях профессора Осипова. Я знаю, что многие богословы имеют претензии к отдельным позициям этого профессора Духовной Академии. Но, насколько я понимаю, эти претензии относятся несколько к иным темам, чем обсуждаемая мной сегодня. Итак, Осипов, рассказывая о Страстной Седмице, допустил, что Божественная Часть Христа несколько удалилась от Человеческой с момента Его прихода в Гефсиманский сад. И тогда становятся понятны и сами слова Христа в том борении у камня и сам накал этого борения. Но, главное, становятся понятны слова Спасителя на Кресте:

«…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

Ведь если Божественное в Нем было в этот момент так же близко к Человеческому, как и ранее, то эти слова теряют всякий смысл или приводят к богохульному объяснению. А если Осипов прав, то мы видим - какой Подвиг совершило Человеческое, претерпев все страдания этой страшной недели и добровольно взойдя на Крест.

Почему мне важны все эти рассуждения? Они еще раз показывают мне, что поиски Божественного и движение ко Христу не отменяют борьбы и развития Человеческого. Если сам Спаситель, в своей Человеческой Природе прошел Путь борьбы, так как же от него могу отказываться я. Что тут нового, скажет кто-то. Для него может и нет. Но есть и другие люди, которые оправдывают свой уход от человеческой борьбы за справедливость и благо на Земле. Мол, все и так сгорит в огне Апокалипсиса, так чего же бороться за это? Или - Божественное и так все совершит, так где тут место человеческому? Для меня такая постановка вопроса - уход от Христа, а не движение к Нему.

Я для себя ответ имею иной. И чтобы его еще раз дать приведу слова свт. Филарета Московского: «Тот, кто не любит своего земного Отечества, для Отечества Небесного не благонадежен».

А любить, это значит бороться и защищать любимое, а не только вздыхать и сетовать о невзгодах постигших нас, прикрываясь словами, что, мол Господь, все управит. Он, конечно, все управит, но при этом спросит и с нас, которым было вверено Земное, где она, наша борьба?

Еще раз с Праздником!
На Престоле огнезрачнем
в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,
благоволил еси родитися на земли
от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,
сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный.
Слава всеблагому Твоему совету,
слава смотрению Твоему,
слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Спаси Господь за Ваш текст. С праздником!

Спаси Господи

и Вас!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account