teterevv (teterevv) wrote,
teterevv
teterevv

Categories:

Крещение Руси


Принятие христианства Русью было не случайностью. Православие было и есть природно-созвучно нашему народу и его мироощущению. Вторым таким же созвучным началом, на мой взгляд, является стремление к построению общества справедливости и служения высоким смыслам. Я имею в виду коммунизм.


Изрядному воеводе и правоверному,
благодарственная восписует ти вся Русь,
Василие, имущи тя начальника и заступника,
яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием:
радуйся, великий княже Владимире преблаженне.


Сегодня празднование памяти крестителя Руси Вел. князя Владимира приобретает особый символизм. Стараниями Запада некогда единый народ все ближе скатывается к братоубийственной войне. Киев активно отказывается от общих с нами корней и занимается мифотворчеством. Смотреть на это и смешно и страшно. Еще страшней попытаться себе представить последствия завершения этого процесса. В истории ХХ века есть очень убедительная иллюстрация подобных «успехов» - нацистская Германия.  Но сегодня в день памяти равноапостольного князя Владимира, я бы хотел сказать пару слов на другую тему.

Я недавно вернулся с Летней Школы «Сути времени». Я пробыл там всего неделю, работа на большее не отпускает. Что и как там было пересказывать бесполезно, да и незачем. Но об одном впечатлении сегодня рассказать я все же решусь.

Когда я вернулся, то не мог сразу внятно сформулировать свое состояние после школы и возвращения в обычную жизнь. Но как-то увидев кадр с белым медведем, плывущего на маленькой льдине я понял, что это и есть образ, который лучше всего отражает мое состояние. Оторванность от целого и чего-то сущностно-важного. Нет! В семье все в порядке. Работа, тоже встретила с радостью мое возвращение. Но ощущение, что чего-то не хватает не оставило меня, несмотря на теплый прием со всех сторон. Копаясь дальше в себе, я увидел, что причина в следующем: быть вне школ значит быть вне большого коллектива объединенного общими идеалами и целями, общим видением мира и себя в нем. Нет этого ощущения своего единения с чем-то большим, чем ты сам.

Такое же чувство переживаешь надолго выпав из церковной жизни. Вот стоишь на Литургии. Вокруг тебя лики святых. Я обычно располагаюсь ближе к концу помещения храма. Напротив икона прп. Силуана Афонского, с чтения дневников которого началось мое осознанное воцерковление. Справа и чуть за спиной образ Пресвятой Богородицы «Сподручница грешных», с котором связаны у меня очень сильные переживания. Рядом Лик Спаса из Синайского монастыря, посещение которого меня просто потрясло. За спиной икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на день памяти которых мы крестили младшую дочь. А передо мной - мои братья и сестры во Христе. Переживания единства со всем тебя окружающим миром, единства Неба и земли - это и есть Литургия.

Мне кажется, что именно переживание этого чувства и подвигло киевского князя на выбор именно Православия. Для нас, русских (снова оговорюсь - имею в виду не кровь, а культуру) чрезвычайно важно это ощущение принадлежности к Чему-то большому и сущностному.

Читал или слушал в лекциях, что Православие принялось и окончательно прижилось на Руси всего  за три поколения. Это очень короткий срок! Феноменально короткий. А значит, христианство было для Руси чем-то сущностно родным. Коллективизм и взыскание общих Смыслов для наших языческих предков были очень созвучны с общинностью и той картиной взаимоотношения Человека и Бога, что открылось им в Православии.

«Славяне не переселялись: в них нет ни малейшего следа склонности кочевой. Они расселялись по лицу земли, не отрываясь от своей первобытной родины. …но в новых жилищах, на просторе Европы, тогда еще безлюдной, их не оставлял прежний дух братства и человеческого общения. … непрерывная цепь мелких, безымянных общин или больших семейных кругов служила живым проводником …. продолжалась древняя жизнь молодого человечества, не смыкаясь в мертвый эгоизм народов и государств, не волнуясь бурным восторгом ненависти и войны, не унижая человека до раба, не искажая его до господина». (А.С. Хомяков, Записки о всемирной истории, т.5)

И еще одно место:
«Таков был Запад языческий, такой и христианский, строго логический и мелочно-формальный. Но поклонение красоте наружной, завещанное Элладою Риму, а Римом всему Западу, придало чудную красоту и величавую прелесть западному развитию. Там образовалось искусство христианское, и мысль заковалась в цепи верования полу-языческого  по наружности, полу-юридического по развитию.

Мир Славянский, которого сказочное человекообразие служило колыбелью религиозному человекообразию Эллады, никогда не развивал в себе этого исключительного стремления: напротив того, на Севере, увлеченный влиянием Индустана, преданный ему через Волжский торговый путь, или повинуясь коренному сродству с мыслию Индусана, он облек свою религию в многочисленные, но безобразные символы. Единство  духа Восточного высказывалось в Элладе и областях Славянских; они требовали символов, но были равнодушны к ним. Чуждые юридической формальности Рима, они развивали мысль христианскую, но не заковывали ее в чисто логический силлогизм. Для них образ был одеждой, а не целью». (А.С. Хомяков, Записки о всемирной истории, т.5)

Мне кажется, что в этой же области кроется причины приятие русским народом коммунистических идей, как наделенных теми же качествами: общинность и служение чему-то большему, чем ты сам. Очень трагично, что это приятие произошло с одновременным отрицанием христианства. В этом я вижу причины и истоки падения Великой Страны - СССР. Потому что заменить идею пламенного служения Идеалам на комфортность и сытость (что было сделано партийной элитой, начиная с Хрущева), - это значит убить русский дух. А с угасшим огнем этого духа - русское государство выстоять не сможет. Что мы и видим последние 25 лет. Но это уже другой разговор.

Сегодня, отмечая память нашего великого предка, хочется повторить слова молитвы прп. Иосифа Исихаста: «Благодарю Тебя Господи, что сподобил меня родиться в православной стране!». От себя добавлю - стране,  в которой была осуществлена первая попытка построение общества справедливости и общего служения высоким Смыслам. Из причин падения этой страны мы должны извлечь уроки, дабы не повторить их при следующей попытке. А она не минуема, так как другой альтернативы смерти вместе с Западом или от его руки у нас нет.



Tags: Крещение Руси, Летняя школа "Сути времени", Россия, коммунизм, св. равп. кн. Владимир
Subscribe

  • О метафизике и морали

    К одному из обсуждений статей из нашей газеты, которые происходят в городской библиотеке, неожиданно присоединился посторонний для нашего…

  • История РПЦ. Переход от драмы к трагедии

    Как случилось так, что после смерти Патриарха произошел поворот от диалога уже не к противостоянию, а к попытке уничтожения моей Церкви? Чтобы…

  • О нации и важности борьбы за идентичность

    Только возникновение новой идентичности - советской - спасло Россию от исторического небытия. Советизм вобрал в себя многое из предыдущего опыта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments