teterevv (teterevv) wrote,
teterevv
teterevv

Человек. Свобода. Рабство. 9: Человек и Сила


Воля и мужество, каков их источник? Можно ли решить умом стать мужественным и волевым человеком? Для этого требуется Дух. То есть соединение с Божеством (Идеей), через которое душа и получает необходимые силы для самой полной реализации своего предназначения в согласии со своей природой. То есть для восхождения к Богу.

Сегодня кульминация Страстной Недели – воспоминание Страстей Христовых. Это как громкий и пронзительный аккорд, после которого следует тишина. А затем начинается новая часть произведения. И сегодняшний аккорд оглушителен и объемен как ураган. Вот список читаемых на утренней службе фрагментов Писания: Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66.

Ниже я приведу фрагменты, которые для меня открывают какие-то особенные грани происходящего.

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». (Ин. 14, 30)

Отношение Сына Человеческого с диаволом… Это высвечивает и отношения Человека с сатаной и мiром. Получается, что в каждом из нас князь мира сего что-то имеет. Более того, он называется Богом «князем мира сего», что говорит о том, что  этот мiр падший. Из этого можно делать вывод, что его (мiр) надо отбросить? Спаситель отвечает на это вопрос иначе:

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16, 32-33)
Что Он имеет в виду, говоря о победе над миром? Мне кажется, речь идет как раз о господстве диавола в нем. «…во Мне не имеет ничего» вот оно суть Победы. А ведь Господь требует от каждого, кто идет за Ним того же самого. Не бегство от мира, а победа над ним, победа над грехом. И тогда будет обретена свобода от греха, от диавола. То есть свобода для реализации заложенной в Человеке Природы. В другом фрагменте снова говорится о свободе.

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Ин. 15, 15)

Еще раз подчеркивается высота предназначения Человека. Быть другом Богу! Авраам удостоился этой Чести по вере своей.  Моисей… Какие исполины духа и веры! А теперь каждый христианин может приобрести себе такую Дружбу. Преграда между отпавшим Человеком и его Создателем рушится. И это снова возвращает нас теме «господства и свободы».

«Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете?» (Ин, 16, 29-31)

Я не знаю, что в ответе Спасителя: радость тому, что наконец-то ученики познали Его? Или ирония относительного того, что это произошло так поздно. Этот упрек всем нам. Как долго и трудно Истина достукивается до наших сердец.

«Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю». (Ин. 18, 4-6)

Есть толкования этому факту поклонения Христу со стороны пришедших его взять. Выражение «это Я», Господь произносит на древнем языке, который иудеи используют только в богослужении, и тогда фраза звучит как «Я сущий», что совпадает с одним из Имен Бога. И услышав это Имя, служители первосвященника и храмовые стражи, а именно они пришли за Господом, пали на колени.

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Мф. 27, 3-5)

Я всегда мучился вопросом, что было бы с Иудой, если бы он не повесился. Он раскаялся в своем преступлении. Но владевший его духом сатана вверг его в отчаяние, что является тяжелейшим состоянием и тяжким грехом. Но я не могу понять, как Иуда, один из двенадцати, проживший с Христом три года настолько рядом, чтобы знать Его милосердие мог забыть о нем? И к греху богопредательства он присоединяет новый. Страшный удел!

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».(Ин. 19, 28-30)

В лекциях, я помню, говорилось о странности такой последовательности: по существу Христос констатирует, что все нужное Им совершено и разрешает Себе умереть. Его страдания завершились.

Страсти Христовы… После выхода одноименного фильма Гибсона, это словосочетание прочно связывается именно с фильмом. А это не правильно. Во-первых, и фильм не сказать, что потрясающий с точки зрения киноискусства. Он потрясает натуральностью сцен жестокости, но это просите, называется шок. Шок человеческий перед лицом жестокости, но не культурный от встречи с высоким искусством.

Во-вторых, в фильме очень мало Бога и слишком много человека. Именно сложность поместить Бога в произведение искусства и стояла всегда на пути реализации подобного рода замыслов. Я не знаю ни одного удачного примера решения этой задачи. Можно говорить только о более или менее провальных исполнениях, но не более. Но это уже дело вкуса. На мой, так в Бен Гуре Бога больше, чем у Гибсона. Хотя там Спаситель всего два раза и мелькает в кадре, притом, что со спины.


И, в-третьих, фильм навязывает человеку картины восприятия Событий Страстной недели. То есть по существу происходит формализация восприятия человеком темы Бога и Его Жертвы. Да и вообще отношений с Богом. Что, на мой взгляд, не просто плохо, а крайне вредно. Святые отцы и тот же святитель Игнатий учат стараться избегать всякой визуализации во время молитв. Но после такого рода фильмов трудно будет отойти от образов и Спасителя и Пречистой Его Матери, апостолов, предложенных режиссером и актерами.

Следующая глава труда святителя «Слово о Человеке» продолжает начатый вчера разговор о силах души.

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ

«Святые отцы научают нас, что душа имеет три силы: силу словесности, силу желания, или воли, и силу мужества, называя сию последнюю силою ярости; она в общем употреблении у нас называется характером… “Что же такое образ Божий, если не ум?” — говорит св. Иоанн Дамаскин.

Воля стремилась к Богу; сила твердости содержала человека постоянно в его правильном стремлении; силою словесною человек пребывал в непрерывном соединении с Богом».

Там где сила, там потенциал свободы. Ибо сила нужна только для деятельности. Свободной деятельности, творческой деятельности. Об этом же говорит и цитата из прп. Иоанна Дамаскина о человеческом подобие Богу именно умом.

Ум это же отчасти инструмент, необходимый для творческого созидания. Он конечно больше, чем понятие разума. Как мы читали вчера, ум, свойство души, а разум это более телесное понятие. Мозг как суперкомпьютер – вот примерно как я лично понимаю разум. Ум же более того в силу невозможности оторвать его от иррационального начала в Человеке.


Я бы мог поставить даже знак некого тождества между умом и душой, если бы не самая важная функция души – восприятие Духа (Бога) не протекала отчасти вне этого инструмента. Да, сила словесности, это одна из основных форм проявления ума. Но другие силы (качества) души так же не имеют своим основанием ум. Воля и мужество, каков их источник? Можно ли решить умом стать мужественным и волевым человеком? Для этого требуется Дух. То есть соединение с Божеством (Идеей), через которое душа и получает необходимые силы для самой полной реализации своего предназначения в согласии со своей природой. То есть восхождения к Богу.


Tags: Великая Пятница, Воля, Мужество, Сила, Слово о Человеке, Страсти Христовы., Человек, свт. Игнатий Брянчанинов
Subscribe

  • О Человеке в коммунизме и христианстве

    Храм Преображения Господня в Звездном городке Свобода – состояние реализации Человеком своего Предназначения в согласии со своей…

  • Курьез… ли?

    Запад строит мир, в котором уже невозможно сущностно оставаться Человеком. Природа Человека отвергается и заменяется чем-то античеловеческим.…

  • Память святителя Игнатия

    В наш век постмодерна, когда цельному объявлена война, такие судьбы влекут к себе особенно сильно. Эта целостность и окончательность выбора, -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments