Previous Entry Share Next Entry
Вещественное и невещественное
фото с фото
teterevv
Подвиг
Чем ограничен человек? Природой? Социумом? Духом? Какова роль всего этого в таких проявлениях как политика и борьба за благо для своего Отечества. Как встать на путь борьбы…Об этом в конце поста, а сначала о трудностях первых шагов на христианском пути.

На духовном пути христианина самым трудным, как мне кажется, является две вещи.

Первая это перейти от верования к вере. Это деление ввел блестящий мыслитель 19 века Кириевский. Верование это лишь допущение некой правоты некого учения (концепции, мировоззрения, религии). То есть с одной стороны тебе кажется, что да, истина там, но с другой… Вера же это есть убежденность, то есть отрицание правоты всех остальных подходов.

«Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим». (Ап. Павел, Евр. 11:1)

Тут главные слова «твердое» и «убеждение». Тут уже не места никакому « с другой стороны». А значит, ты уже не можешь не менять свою жизнь, Кириевский И.В.приводя ее в соответствие со своей верой или теми смыслами, которые стали для тебя сущностными.

Это, если можно так сказать описание внутренних метаморфоз личности, самостроительства ее, преодоления ей прежнего опыта, который не мог описать бытие этой личности в полном объеме. Внутренняя сфера так сказать. Сфера невещественного.

Именно она является главным двигателем процесса изменения человеком себя, своего бытия и через то, окружающего человека мира. И тут как раз одно из противопоставлений между выхолощенным до примитивного материализма марксизмом и религиозностью. Бытие определяет сознание, говорят первые. Но ведь тут смотря, что включать в «бытие». Для религиозного человека бытие немыслимо без мистической ее грани. Мистический опыт для религиозного человека настолько же реален, как и проявления физической жизни и т.п. Считал ли Маркс, что человек (сознание) полностью предопределен социумом (то есть бытием)? Мне кажется, нет! Но можно идти дальше, не заостряясь больше на этом.
свт ИгнатийВторым краеугольным камнем преткновения является внешние проявления обретенной веры. Раз это сущностная определенность,окончательность, то она не может не менять твою жизнь. А значит, не может не прорываться во вне: в дела, слова, в судьбу.

Взять и воплотить Евангелие в жизни! А ведь именно этого требует христианская вера. Совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового. Задача грандиозная и без Божией помощи невыполнимая. И именно потому даже раньше, чем были записаны первые Евангелия появились послания апостолов, в которых они как раз и описывали этот процесс, переноса евангельских заповедей на уровень почти что повседневных поступков. А затем появились творения святых отцов. Все то, что свт. Игнатий назвал симфонией!  Все это помогали верующему облечься кроме внутренней убежденности в броню повседневных дел, которые бы его приближали к поставленной цели.

Это внешняя сфера, материальная. Она неразрывно связанна с внутренней. И даже отчасти способствует укрепления веры. Ведь человек триедин: дух, душа, тело. И каждая его часть оказывает друг на друга заметное влияние. Воздержание в посте способствует легкости молитве, аскетизм в вещах, помогает искоренить страсти и т.д.
Лествица
«Лествицу» прп. Иоанна игумена горы Синайской православные, я думаю, читали. И поэтому в какой-то мере верно, что бытие определяет сознание.

Но только ли к вопросам веры применимо все описанное выше?  Мне кажется законы человеческого, социального бытия во всех его гранях проявлений достаточно универсальны.

В апреле прошлого года в нашей газете вышла статья С. Кургиняна. Тогда мы активно занимались проведением опросом АКСИО-4 и АКСИО 5. Первое по отношению граждан РФ к традиционным ценностям. Второй  - отношение к событиям на Украине. Я ее вспомнил именно потому, что испытал некое недоумение. Когда автор связал воедино казалось бы несводимые вещи: наше отношение к традиционному для себя и ответ на вызовы, которые поставило перед русским миром украинское беззаконие. Сферу невещесвтенную и вещественную. А еще я подумал, что неужели действительно глобальные геополитическое игроки мыслят такими тонкими категориями, чтобы уловить тот только появившийся запах русского пробуждения, как это описано в статье?

Прошло почти 9 месяцев. Сумасшествие мира (в лице его актуальных элит) налицо. Тонкие материи во всю рулят геополитикой. Патриарх выступает в ГД. Сферы вещественного и невещественного пересекаются и их взаимосвязь определяет будущее человечества и России. И именно это назвал автор Большим сопротивлением.




  • 1
>появившийся запах русского пробуждения

Чуют, конечно.

"Вторым краеугольным камнем преткновения является внешние проявления обретенной веры".
Есть и камень внутри этого камня: удержаться от самой частой "болезни" неофитов - искушения счесть демонстративное усердие внешних проявлений показателем полноты веры.

"Считал ли Маркс, что человек (сознание) полностью предопределен социумом (то есть бытием)? Мне кажется, нет!"
И мне. Сама жизнь опровергает это мнение. Откуда иначе берутся герои во времена антигероизма? Откуда взялись первые римские христиане, окруженные гнилью Империи? Эта цитата из Маркса обычно употребляется в сильно урезанном контексте, упрощающем и вульгаризирующем автора.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account