Previous Entry Share Next Entry
История РПЦ. Борьба за единство (2)
фото с фото
teterevv

Стоящая перед руководством Церкви задача была сложной - сохранить для Русской Церкви не в теории, но и на практике, в действии учрежденную Собором Патриаршую власть во всей ее полноте.

Митрополит Петр был арестован. Спустя несколько дней митрополит Сергий взял на себя обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. И тут возникает первая коллизия, о которой стоит поговорить. Почему Сергий, когда он в списке «завещания» Местоблюстителя стоит последним?

Все дело в том, что кроме завещания от 5 декабря, был документ и от 6 числа. Этот документ регламентировал действия в случае временной потери возможности Местоблюстителем исполнять свои обязанности или отказа от них с его стороны. И потому появление Заместителя не вызвало никакого протеста или противодействия со стороны других иерархов.

Тем более что ставший впоследствии оппонентом митрополита Сергия митрополит Агафангел сам в свое время при Патриархе Тихоне был Заместителем Местоблюстителя.

Итак, Церковь снова оказалась перед угрозой потери руководства. В это время значительная часть иерархов РПЦ находилась под арестом, в лагерях или в ссылке. Обновленцы продолжили свои атаки на РПЦ. Ведь значительная часть истинных епископов не имел возможности руководить своей паствой. Ситуация была близка к критической. И вопрос о каноничности власти в РПЦ был важнейшим на тот момент.

(Цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «Истории Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина, синим из текста Патриарха Сергия).


Вернемся снова к тексту Патриарха Сергия:

«Правила, как и всегда, предусматривают церковную жизнь в ее нормальном течении. Предполагается, что рядом с Патриархом в наличии находится известное разделяющее с ним труды по управлению соборное или коллегиальное учреждение, называемое в разных Церквах различно: Архиерейский Собор, Священный Синод, а у нас совместно действующие Священный Синод и Высший Церковный Совет…

Наш “Патриарший Местоблюститель” получил свои полномочия не от Синода и не совместно с Синодом, а непосредственно от Патриарха. Знаменательно, что ко дню смерти Патриарха из всего столь широко на Соборе задуманного аппарата остался один Патриарх».

О чем пишет Сергий? О том, что по факту вся система управления Церковью отсутствовала. Был только Патриарх, по его смерти Местоблюститель. При наличии Синода в Заместителе Местоблюстителя не было бы необходимости. В том же документе Сергий признает, что «у такого Местоблюстителя не может быть заместителей. Источник его полномочий — Синод — в случае нужды всегда может перенести эти полномочия на другое лицо с тем же титулом». Но это если есть Синод. А если его нет? А задача стоит в том, чтобы

«…сохранить для Русской Церкви не в теории, но и на практике, в действии учрежденную Собором Патриаршую власть во всей ее полноте…». В цитируемом документе Патриарх Сергий детально разбирает возникшую с «местоблюстительством» коллизию и со всех возможных сторон. После чего он делает не оспоренный никем вывод:

«Патриарший Местоблюститель есть законный, канонически бесспорный носитель Патриаршей власти во всей ее полноте, и должность такого Местоблюстителя должна в нашей Церкви сохраниться до замещения Московской Патриаршей кафедры установленным путем».

Я уделил столько внимания этой теме, которая на самом деле не является сущностной для последовавших затем событий, потому что, став Заместителем Местоблюстителя, Сергия сразу столкнулся с задачей защиты не своих полномочий:

Вначале «22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 епископов, оставшихся в Москве. Высказавшись критически о единоличном управлении Церковью митрополитом Петром, который будто бы не хотел созывать Собор, участники Совещания образовали Временный Высший Церковный Совет под председательством архиепископа Григория. В него вошли еще 6 архиереев».

Мы видим, что используется аргумент уже обозначенный выше - отсутствие в управлении Церковью коллективного органа. Но позднее, когда митрополит Серий такой орган создаст, его противники будут считать не каноничным и «это самоуправство». Но это будет потом. А пока, самочинный Временный Высший Церковный Совет, состоящий из 6 архиереев, всеми силами стремится перехватить власть и у Заместителя, и у Местоблюстителя.

Временно им это удается, и Петр передает власть коллегии из трех архиереев: архиепископов Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбургского Григория. «Григоръевцы» скрыли от митрополита Петра и то, что архиепископы Николай и Димитрий не имели возможности выехать в Москву. А ведь именно запрет со стороны Советской Власти митрополиту Сергию покидать Нижний Новгород, и был главным аргументом самочинцев.

Митрополит Сергия вскрывает обман и самочиние. Его поддерживают:

«Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), архиепископ угличский Серафим (Самойлович), епископ Прилуцкий Василий (Зе­ленцов) и другие архипастыри. 22 апреля митрополит Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтвердил ранее сделанное назначение заместителя Местоблюстителя».

Но ситуация не стабилизировалась.

«18 апреля 1926 года митрополит Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание Патриарха Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола».

Мы видим, что даже спустя год после смерти Патриарха вопрос управления осиротевшей РПЦ стоит очень остро. А от этого вопроса прямо зависит само единство Церкви. А оно в период гонений со стороны власти нужно как ничто другое. Вернее, не менее чем нормализация отношений с самой властью.


Предыдущая статья цикла,
первая.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


?

Log in

No account? Create an account