Previous Entry Share Next Entry
Церковь. Определения (1)
фото с фото
teterevv

Пауза затянулась и надо выправлять ситуацию. Поэтому я не стану разделять отобранные мной цитаты из «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ» на смысловые блоки. Я полностью подчиню логику изложения ответу на два вопроса: что такое Церковь, и каковы Ее отношения с государством.

Итак, сначала о статусе документа.

12 сентября 2005 г.
«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов…»

То есть мы имеем дело, с самым что ни на есть взглядом на себя в свете нужных нам аспектов РПЦ. Когда я только объявил о своем намерение обратиться к «Основам…» мои оппоненты сразу поставили под сомнение компетентность авторов этого документа. У них претензий две:
1 Документ утвержден не Поместным Собором, а Архиерейским;
2 Документ отражает мнение все тех же, грубо говоря, «сергиан» и потому не толку брать его в судьи.

Насчет последнего. Хочется моим оппонентам или нет, но РПЦ на сегодня единственная Русская Православная Церковь, имеющее каноническое право называться таковой, и имеющая общение с другими Поместными Православными Церквями. Кроме того, мы не стараемся дать ответ на претензии антисергиан, а изучаем вопрос о сущности Церкви и ее роли в мiре. Рассматриваемый Документ в своих утверждениях стоит, в отличие от апологетики антисергиан, которые все более тяготеют к здравому смыслу и законничеству, на авторитетах святых отцов и истории самой Церкви. Я не против того, чтобы кто-то выступил с критикой «Основ…». Но согласитесь, аргумент «это все неправда, потому что неправда» выглядит крайне слабым.

Что касается первого возражения, то я не знаток церковного права и потому не знаю - входит ли в компетенцию архиерейского Собора принимать такого рода документы. Но знаю, что сам по себе Собор такого рода, это не заседание «небольшой группки попов в митрах», а явление большое и значимое для жизни Церкви. Его участники большие, чем я знатоки всех аспектов и тонкостей обсуждаемых вопросов. Если кто сможет противопоставить их мнению что-то большее, чем озвученные выше аргументы, то можно будет и поговорить. Пока что я знаю только одно - ни с какой стороны в православном сообществе «Основы…» отвергнуты не были. Потому я не знаю другого документа аналогичного статуса и такой полноты рассмотрения интересующих меня вопросов.

Все. Теперь начинаем читать «Основы…»

С самого начала Документы задается тем же вопросом - что такое Церковь?

I. Основные богословские положения
I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа … В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе… Церковь являет результат искупительного подвига Сына … Христос возглавил Собою человечество

Христоцентричность религии называемой христианством вещь понятная и естественная. А Христос - это и Бог и Человек, то есть уже в Нем происходит соединение вечного и временного. Более того, Он назван вождем всего Человечества, а не только тех, кто веруют в Него. Далее идет развитие этого тезиса:

I.2. Церковь есть богочеловеческий организм… Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. … она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте.

Выделить в этом взаимодействии Церкви с миром человеческое и божественное, то есть явственное и сокровенное - крайне сложно, а может и вовсе невозможно. Да, что-то можно формализовать, но далеко не все! Поэтому Документ дает крайне осторожные формулировки. И именно эта осторожность воспринимается оппонентами, как уступчивость мiру. Но это неправда! Там где Церковь может выделить и говорить отдельно о земном, она делает это прямо и очень категорично. Мы это увидим ниже. Пока же продолжаем исследовать представление Церкви о Себе и отношениях с мiром.

Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира Церковь призвана служить спасению мира …

Тут начинается неявная дискуссия с позицией, согласно которой окружающая христиан действительность в силу своей падшести, не стоит того, чтобы о ней печься. Она сгорит в Судный день и все такое. Я уже много раз возражал на это и не стану повторятся, а предоставлю слово РПЦ:

Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром… Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. … мир, социум, государство являются объектом любви Божией

По существу мы подошли к началу разговора, о взаимоотношениях Церкви и мiра. Эти отношения строятся на с позиции взгляда со стороны, а при деятельном участии в делах членов Церкви в миру.

I.4 … спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. … вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера…

При этом важно помнить, что:

… Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом …

То есть снова возвращение к этой связи вечного и временного, явленного и сокровенного. Но уже в другом аспекте. А может ли сама Церковь выступать Судией мiру? Нет, говорит Она, та как она неотделима от земного и, следовательно, греха. И только Господь, как не имеющий греха, может судить о земном.

Чуть выше, описывая участие Церкви в жизни мiра, уже сказано о сотрудничестве с государством. Причем говориться даже в том случае, если оно (государство) не носит христианского характера. Ниже будет сказано и о том, что такое сотрудничество необходимо, даже если государство выступает гонителем Церкви.

Далее следует раздел «II. Церковь и нация», который очень полезен для пытающихся построить «православный национализм». Для них специально я приведу лишь одну цитату:

П.4… национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм…
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие …не согласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

В этом разделе очень много говориться о патриотизме.

Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине.
Среди святых многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. …Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество…
Иоанн Кронштадтский: «Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует … чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным … в том числе путем участия в делах государственного управления.

И вот мы подошли к самому интересному для нас разделу:

III. Церковь и государство

Сын Божий, владычествующий землей и Небом … подчинил Себя земному порядку вещей; повиновался Он и носителям государственной власти.

Продолжим чтением завтра.

-----------
Предыдущая статья цикла,
первая.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники



?

Log in

No account? Create an account