Previous Entry Share Next Entry
Появится ли сегодня новый Сергий Страгородский?
фото с фото
teterevv

В случае продолжения движения РПЦ право потребуется новый «Сергий Страгородский». В 1930-х годах митрополит Сергий, реализовал фактическую волю почившего свт. Тихона, которая заключалась в том, чтобы РПЦ осталась над политической схваткой и со своим народом. Путь даже этот народ отверг формально христианство и заместил его советизмом. Вот и сейчас РПЦ должна выйти из политической борьбы и остаться со своим просоветским народом.

Помню, в период воцерковления сильно боялся того, что ради моих недостатков хулится имя Христа. Глядят люди на мои несовершенства (мягко говоря) и думают - вот он христиан, вот оно христианство! Теперь этот страх стал не таким жгучим, что, наверное, показатель моей укорененности в недостатках. Ну, все это отложу для разговора с духовником. А здесь я хочу сказать о парадоксальной инверсии близкой к описанной ситуации.

Вот ко мне подходят мои товарищи, которые вне церкви и говорят - что же это ваши церковники вытворяют! Тут имеется в виду заявление Патриарха, о том, что Москву отстояли деревянными ружьями и исключительно заступничеством свт. вмч. Георгия Победоносца. И предложение изучать в школе церковнославянский язык. И заявление о необходимости восстановления монархии в России. И предложение Шнуру и Собчак осуществлять от лица церкви культурную миссию среди молодежи. И т.д. И, правда, в последнее время странных инициатив, исходящих от московской патриархии что-то через край. Создается такое ощущение, что… Но об этом ниже.

Вот буквально вчера состоялся такой разговор.

Мой собеседник: Я думаю, странное поведение РПЦ можно объяснить сильным влиянием на Патриархат той его части, который можно условно маркировать понятием «РПЦЗ».

Я, понимая, что, прежде всего, имеется в виду резкого крена в антисоветизм, после периода довольно взвешенных оценок советского периода (*) , (*), (*) : Не думаю, что это определяющий фактор, хотя кончено он есть. Но все же мне видится дело в другом.

Собеседник: В чем же, если не во влиянии РПЦЗ, которая напрочь срослась с Западом и потому давно уже смешала понятия антисоветизм и русофобия?

Я: Все верно, но дело не в РПЦЗ. А в том, что в настоящий момент в России появился, грубо говоря, аморфный левоцентризм. Власть сама его насадила из-за необходимости хоть как-то идеологически консолидировать общество в условиях холодной войны после Крыма. Он этот условный левый полюс, не оформлен ни структурно, ни политически, но он есть. Власть, кстати старательно следит за тем, чтобы он не был оформлен. Но кроме старания в этом направлении власти нужен противоположный центр - правый. Хотя бы потому, что сама она совсем не левоцентричная, а наоборот. И так как этот центр по определению будет собирать вокруг себя несравненно меньший объем общественных сил, он должен быть в противоположность левому центру четко структуирован и оформлен.
А кому можно это поручить? Либералам, которые до сего дня занимались этим оформлением? Большая часть из них уже открыто противопоставила себя России и перешла на сторону Запада. Да и сама либеральная идея настолько дискредитирована российской элитой за последние четверть века, что только сумасшедший может сделать ставку на либералов.
Вот и выходит, что РПЦ - единственный общественный институт, которому власть может поручить такое оформление противостоящего левому правого центра. Поэтому она так себя и ведет. Потому и произошел поворот от близкого к нейтральному к откровенно негативному отношению к левым идеям и советской истории.

Собеседник: Разве Кирилл (имеется в виду Святейший Патриарх Кирилл) настолько подкоконтролен власти? Он чего не может в этом вопросе дистанцироваться¸ чтобы не подставлять Церковь? Ведь тут все может окончиться политическим расколом!

Я: Погоди. Давай по порядку. Патриарх и Церковь в целом полностью самостоятельны в вопросах веры и организации своей жизни. Но ведь Патриарх и до принятия этого служения был политически активным человеком. Это его отличительная черта. Он призывал Церковь выйти из храмов и обратится к обществу. Я лично считаю это правильным. Но через это Церковь выходит за пределы зоны своей полной автономности и попадает на политическое, где она уже, грубо говоря, не в своем праве. Она, как политический субъект, встроена в политическую конструкцию, имеет некие обязательства перед конструкцией, то есть не полностью самостоятельна. Так было всегда. Начиная от Константина Великого, равноапостольного императора, до Николая II. Да, как политический субъект она не до конца свободна.

Собеседник: Разве Кирилл не понимает, что оформляя такой антисоветский центр, он подставляет Путина?

Я: Ничуть. Сам путин тяготеет к этому центру. С какой стати считать Путина левоцентричным политиком? Наоборот, это его ноу-хау попытаться создать вне советский патриотизм, который автоматом становится антисоветским. Со своей элитой, которая все больше норовит от него убежать, он хочет договариваться именно на правом идеологическом поле. А народу, который стихийно левый, он предлагает остыть и, в конце концов, принять этот антисоветский патриотизм. И пока он не поймет тождественность антисоветизма и русофобии, так и будет продолжаться.

Собеседник: Ну, элита все равно предаст! Это и РПЦ коснется. Она что это не понимает?

Я: Мне трудно сказать, что Патриархия там понимает, а что нет. Из того, что она делает, скалывается ощущение, что не понимает. А если понимает, то выходит что ее степень несвободы очень большая. Ведь тут ясно как дважды два, что те, ради кого создается правый центр - лютейшие враги Церкви.
Вот ведь как получается. Как справедливо отметил Путин в фильме Стоуна, после распада СССР и ухода советской идеологии РПЦ заполнила эту идеологическую пустоту и стала одной из подпорок государственной конструкции. Большое ее влияние или нет, не суть важно. Главное что оно - влияние - есть, а других моральных авторитетов, кроме советских символов просто не существует.
Те, кто сейчас на правом фланге давно уже стали западнозависимыми и ими руководят те же цели, что озвучивает Запад: снос российского государства. И потому РПЦ для правых сил - первейший после Путина враг. Они этого и не скрывают. Самые грязные и системные обвинения РПЦ звучат именно справа, а не слева. Этого не видеть нельзя. И, тем не менее, РПЦ все больше перемещается вправо
И вот тут как раз в свое право вступает РПЦЗ-шное крыло, которое имеет прямые контакты с теми, кому это правый центр по факту будет подчинен. И потому вдруг такая смелость в высказываниях на темы, которые еще год назад были маргинальны, даже в РПЦ. По существу уже оформляются предпосылки к политическому расколу РПЦ.
Кто кроме РПЦЗ готово признать власова, роа, ровс и прочих предателей - героями? Приходы, в которых, несмотря на все проклятия в адрес советского прошлого, просветскость прихожан вытравить не получилось? Огромное число россиян, которые храмы по факту не посещают, однако идентифицируют себя православными? Нет, конечно. Но «правое крыло» , для которой антисвоетизм стал еще одним символом веры, в дрейфующей вправо РПЦ, не может не настаивать на привнесение в российский пантеон своих «героев». И тогда конфликт неизбежен.
В лучшем случае снова возникнет деление на РПЦ МП и РПЦЗ. И тогда встанет вопрос о наличии в РПЦ МП своего «Сергия Страгородского». В худшем случае РПЦ перестанет занимать в обществе ту скрепляющую роль, которая есть сейчас. Что и требуется правому центру. А раз его представители есть внутри РПЦ, то становится понятным, откуда такие «оригинальные» идеи и предложения. И почему либералов внутри самого консервативного общественного института никто не трогает. Вот как я вижу ситуацию.

В завершении я хочу добавить то, что не вошло в наш разговор. Именно тот факт, что никаких догматических, канонических, вероучительных и т.д. оснований для такого категорического отторжения советского периода у христиан и РПЦ нет. Это все вопросы исторические, то есть опять же политические. Если бы было иначе, то давно бы уже была провозглашена «ересь сергианства», на чем не случайно до сих пор яростно настаивает РПЦЗ. Но РПЦ этого не делает, и потому все рассуждения об иной природе отторжения советизма, кроме политического, чистой воды мухлеж, с одной стороны, и заблуждения, с другой.

Выше я написал, что в случае продолжения движения право РПЦ потребуется новый «Сергий Страгородский». Что я имел в виду? В 1930-х годах митрополит Сергий, местоблюститель (вернее ИО его обязанности) реализовал фактическую волю почившего свт. Тихона (Патриарха Московского и всея Руси), которая заключалась в том, чтобы РПЦ осталась над политической схваткой и со своим народом. Путь даже этот народ отверг формально христианство и заместил его советизмом. Вот и сейчас РПЦ должна выйти из политической борьбы и остаться со своим народом. С таким, каков он есть - просоветским. Иначе вся РПЦ превратиться в чуждую русскому народу «РПЦЗ».


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Вопрос, аналогичный вопросу: появится ли сегодня новый Ленин (Сталин)? Всё общество в регрессе. Одинаково религиозное и не религиозное. И проблемы ровно те же везде.

Если останемся в регрессе - обязательно появятся. Только глубоко порочное общество может породить и вознести на политическую вершину таких персонажей как Ленин (Сталин). Тут только молиться остается.

порочное общество может

я бы добавил презренно неблагодарное может поносить основателя государства, под защитой которого теперь оно живет, и руководителя страны, победившей самого жуткого и свирепого врага Отечества - фашизм. Только молиться и остается. В этом вы правы.

Re: порочное общество может

В чем большевики и их последователи с современными хохлами схожи - это в абсолютном отсутствии чувства меры. Если уже ухватятся за какую-то идею - непременно доведут ее до таких вселенских масштабов, что нормальный человек со стыда бы сгорел. А этим все божья роса. Одни основатели европейской расы и защитники цивилизации от москальской агрессии. У других Ленин основатель государства (которое до него просуществовало 1000 лет) и победитель фашизма.
Жизнь в сказочном, волшебном мире.

Народ сейчас не просоветский. Он постсоветский, а это несколько иная реальность. Поэтому тождественности антисоветизма и русофобии нет. Не тешьте себя.

Edited at 2017-07-05 05:21 pm (UTC)

Народ сейчас не просоветский

Это игра слов и не более. Область идеального сегодня сильно пересекается с областью просоветского и потому удар по советскому удар по идеальному. А это и означает приравнивание антисоветизма и русофобии. Это в области метафизики. А в области политики тут вообще все очевидно. Советизм сегодня ставят в вину русскому народу. И потому поддержка антисоветизма есть поддержка русофобии.

1. Нет, это не игра слов. В современном российском обществе есть русские люди, не считающие себя просоветскими. Их достаточно много. Например, их много среди националистов. Монархисты тоже не просоветские. Не просоветских людей много среди христиан. Все идентифицируют себя русскими. Поэтому ваша модель неадекватна. Это во-первых.

2. Во-вторых, приравнивание антисоветизма русофобии уже на основании пункта 1 некорректно. Но это не всё. Советская история полна тем, что называется отрицанием русской культурно-исторической идентичности. Искажение и замалчивание тысячелетней истории России, разрушение церквей и монастырей, политическое преследование тех, кто противился политике денацификации, изъятие вообще слова "русский" из обращения и замена его на "советский". У всех национальных республик в СССР была своя столица. Только у русских её не было. Москва была столицей СССР.

3. В-третьих. Да, "советизм ставят в вину русскому народу". Запад ставит. Но в этом видна подмена. Идеи революции и коммунистические идеи были импортированы в Россию с Запада. Это привело к большим жертвам. Поэтому, кто кому должен выставлять счёт, - вопрос! Но вот что интересно, Запад играет на руку вам (я имею в виду не вас лично, но ваше движение), и в этом я вижу попытку Запада помешать восстановлению русской идентичности.

4. Наконец, в-четвёртых. Мы с вами можем сойтись только в одном. Советская история- это часть тысячелетней русской истории. Но для меня она во многом трагическая.

достаточно много

сколько процентов? 5, 10? Мы проводили опрос, опросили более гем это делают ВЦИОМ и Гэллап для своих ислледований. Просоветскими себя считают порядка 80%. Конечно есть еще и те менее 20% . Я же не спорю. Мы мы же обобщаем в своих рассуждениях, не так ли?
Остальное- чистой воды идеология а не констатация. Вы в этой верите, Ваше дело. О чем тут спорить?

Re: достаточно много

Вы говорите о каком-то социологическом опросе.При этом используете термин "просоветский". Я впервые встречаю этот термин. Он не может использоваться в строгой статистике. Значит, речь идёт об интерпретации. Очень много людей являются выходцами из советского прошлого. Иные могут сказать, что они имеют советское происхождение. При желании эти слова можно интерпретировать к своей пользе.

Согласно проведенному 16-18 марта Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросу, к тем, кто положительно относится к монархии, можно отнести молодых людей (среди 18-24-летних сторонников монархии – 33%, среди 25-34-летних – 35%). Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга это число еще выше – 37%. В целом же доля граждан, симпатизирующих монархической форме правления, постепенно растёт: в 2006 году их было 22%, в 2017 году уже 28%.

Те, кто высказывается за монархию, - это просоветские? Я думаю - нет. А коли так, приведённые числа как-то не согласуются с 80% и 20%. Кроме ого, 80 и 20 - круглые числа, а круглые числа, как известно лгут. Но пусть русских, не считающих себя советскими, будет 20%. Вы пишете: "А это и означает приравнивание антисоветизма и русофобии." То есть вы утверждаете равенство

"антисоветизм"="русофобия"

с погрешностью 20%, в переводе на абсолютные значения, это порядка 28 млн.чел. О русских можно говорить в узком национальном и широком цивилизационном смысле. Если мы принимаем цивилизационный контекст, то это все 28 млн. Если говорим об узком национальном смысле, то это, как минимум, половина, то есть 14 млн чел. Итак, ваша "теория" пренебрегает мнением полутора десятков миллионов русских людей. Вы думаете, что они посчитают вас выразителем интереса русского народа? А что вы сделаете с ними при удобном случае, чтобы они статистики вам не портили, - в лагеря засунете все 14 млн? Или только третью часть их, чтобы остальные почувствовали себя просоветскими? Вопрос этот очень правомерен в отношении сторонников сериала под названием "СССР", поскольку методы его создания нам известны. А что вы сделаете с Церковью? Вы считаете, что Церковь во второй раз полезет в петлю?

Знаете, что я вам скажу? Вы можете фантазировать, сколько угодно. Но то, о чём вы мечтаете, никогда не будет больше в России. Никогда. Об этом позаботились ваши предшественники, построившие СССР. Увы, их победа стала их поражением. А их поражение - это ваше поражение.


Edited at 2017-07-06 10:18 am (UTC)

оложительно относится к монархии

Вы реально не понимаете разницы между опросом по гипотетическому отношению к монархии и конкретному отношению к советскому прошлому?

Вот данные одного из наших опросов. http://eot.su/sites/default/files/axio-report.pdf
Были и другие замеры, которые дают те же цифры. Посему что-то там согласуется а что нет в опросом о монархии - дело второе.

Теперь о переходе к абсолютным цифрам. А переведите 80%. Странно что ВЫ этого не делаете. Далее еще странней. Я мол пренебрегаю 47 млн вы оставшимися 100 нет? И с какой стати вы заговорили о русском народе, когда речь шла о гражданах России и все замеры делались без учете национальной принадлежности? Вы вообще как-то скачите и прыгаете с одного на другое и бросаетесь обвинениями. Что весьма показательно на мой взгляд. Это признак слабости. Ваша последняя фраза - полная беспомощности в содержательном споре - отлично иллюстрирует кто и как фантазирует.

Re: оложительно относится к монархии

Вы из кургиняновцев. Ясно.

Вы упрекаете меня в том, что я не вижу разницы между "гипотетическим отношением к монархии и конкретным отношением к советскому прошлому." А вы не видите, что жонглируете словами? "Гипотетическое отношение"... "конкретное отношение"... Если человек поставил галочку в квадратик на бюллетене, то он её поставил во вполне конкретный квадратик. И при опросе она учтена. Поэтому давайте не будем.

Опрос, на который вы сослались, проводился в 2011 году. Этот опрос посвящён проблеме "ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ". Причём здесь "ПРОСОВЕТСКОСТЬ"?

То есть я прав, говоря, что речь идёт об ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Причём интерпретации довольно натянутой. А хотите знать, почему вы получили тогда подобный результат голосования? Потому что Сергей Ервандович убедил в своих выступлениях (тогда ему были предоставлены широкие возможности для выступлений в эфире), предшествовавших голосованию, большинство населения страны о том, что десталинизация ввергнет страну в перестройку-2, или в гражданскую войну. Поэтому результаты голосования говорят вовсе не о просоветскости населения, но о способности Сергея Ервандовича манипулировать общественным мнением и о его влиянии В ТО ВРЕМЯ.

Я заговорил о русском народе потому, что он является субъектом истории. Говорить о русских можно в двух смыслах: широком, цивилизационном и в узком, национальном. Широкий цивилизационный смысл равносилен тому, что вы имеете в виду, когда говорите о гражданах России. Поясню историческим примером: ГРУЗИНСКИЙ князь Багратион был РУССКИМ героем Отечественной войны 1812 года.

Моя последняя фраза выражает мою веру. Человек существенно иррационален, молодой человек. И вера - это главное в борьбе.



Edited at 2017-07-06 11:10 am (UTC)

Вы из кургиняновцев

Ну вот и все! Аргументы не из числа перехода на личности - пшик. Кончились.
Отказ признать советский период черной дырой означает одобрение его.
Субъектом истории является каждый народ приносящий на ее алтарь свои жертвы. В России это не только русский народ.
Веру я не обсуждаю. У нас свобода вероисповедания.

Re: Вы из кургиняновцев

Разве быть кургиняновцем оскорбительно? Вот-на! Не знал. Между прочим, в 2011 году я был на форуме ЭТЦ, что б вы знали. Слушал внимательно многие выступления и обращения Кургиняна. Так что я обидного-то ничего не имел в виду в отношении вас лично, а вот вы повели себя неадекватно.

За (необоснованными) обвинениями меня в переходе на личности вы спрятали отсутствие вообще всяких доводов в ответ на мой тезис о том, что приведённый вами по ссылке сциологический опрос (кстати говоря, довольно верно отражающий нежелание людей второй раз попадать под каток Перестройки, или гражданской войны) никак не характеризует "ПРОСОВЕТСКОСТЬ" народа России. Это называется манипуляцией сознания. Так что, голубчик, вы попались! Ну, на этом, наверное, мы закончим, потому что тема, как говорится, исчерпана. Картина вами нарисованная шита белыми нитками.

Напоследок позвольте один совет. Если вы пишете о Церкви, то заглядывали бы хотя бы в блог к Кураеву. Я не говорю уже об официальных сайтах Русской Православной Церкви. Засим позвольте откланяться. Прощайте.

Разве быть кургиняновцем

вы никак не угомонитесь. Причем тут вообще кто я. Есть моя позиция. Вы же уходите от нее к обсуждения меня. Да еще позволяете себе пошлый шуточки. Начали вы за зравие а оканчиваете пошлостью.
Все мои доводы в моем тексте и в моих ответах. Если считать доводами всякого рода передергивания и перескакивания с одного на другое, как это у вам принято, то конечно. какие же у меня доводы!
кураев провокатор от церкви. Я его давно знаю и давно уже забанен им в своем ЖЖ. чего мне туда ходить, наблюдать за пятиминутками ненависти к РПЦ?
Что касается других мест, которые я считаю нужным читать, то они весьма обширен. Но к вам этот список не имеет никакого отношения.
Я вам не голубчик. с пошляками я вообще не имею никаких отношений. Держите себя в руках.

Хороший "разбор полётов".

Православная Церковь как последний из церквей держатель Христианства не может склоняться вправо. Правые идеологии просто несовместимы с Божьим словом.
С другой стороны церковь как политический субъект не может быть левой, так как в этом случае она станет неустойчивой и потеряет субъектность. Проблема, таким образом, шире чем вопрос о появлении Сергия Старгородского. Церковь не может быть вне политики и вне жизни общества, но становясь политическим субъектом она уходит от людей, которых должна окормлять.
Кроме того, из контекста нельзя изымать и РПСЦ, которая также планирует вести широкую общественно-политическую деятельность.

Церковь не может быть вне политики

тогда вопрос - на какой политический базис она должна опереться?

Владимир, ваше заявление "...Сергий, местоблюститель (вернее ИО его обязанности) реализовал фактическую волю почившего свт. Тихона..." совершенно не правомочно ибо ложно! Стремление патр.Тихона найти возможность мирного сосуществования Церкви и государственной власти в новых социально-политических реалиях, сохранив независимость и внутреннюю свободу, не одно и тоже с тем, что сделал митр.Сергий Страгородский. Он продал внутреннюю свободу за возможность сохранить административную структуру, собственную свободу и власть, в той части церковного общества которая была ему лояльна. Не лояльные же, были объявлены "контрреволюционерами" и подвергнуты репрессиям со стороны государства, по главному критерию - неприятию Сергиевской Деклараци. Сергианство эклессиологическая ересь ("спасение" Церкви человеческими руками). Тонкая и завуалированная. Суть её в готовности к компромиссу со злом.

Я буду снова публиковать цикл об истории РПЦ в ХХ веке. Там и увидим что ложно а что нет.

А сношения РПЦ с Ватиканом это смещение куда? враво? или влево?
Когда была нашумевшая встреча с папой вы молчали. А когда в РПЦ начали говорить про вынос Ленина из мавзолея проснулись.
Но ведь понятно было, что одно последует за другим...

РПЦ с Ватиканом это смещение куда

в политическом плане скорее это в право. Хотя очень далеко это от той плоскости о которой я пишу. Когда была нашумевшая встреча я не молчал. Раз вам не лень врать, не поленитесь найти и мой пост. Хотите чтобы с вами беседовали - смените тон.
Связи между встречей на Кубе первоиерархов и линией на антисоветизм нет никакой. Вы считаете иначе - вы и обосновывайте. Свое видение я изложил. Я так понял читать вам недосуг.

Edited at 2017-07-06 08:50 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account