Previous Entry Share Next Entry
Кино поэзия творчества Довженко (1)
фото с фото
teterevv

Знакомясь с творчеством Александра Петровича Довженко, нельзя не заметить поступательного движения советского кинематографа, которое можно было бы назвать просто развитием, но… Развитие, чаще всего ассоциируется с неким линейны процессом: из точки А, со своим набором характеристик, в точку Б, уже со своим набором. Причем эти новые качества опираются на старые, и являются как бы их продолжением. Довженко дал большее, чем эта линейность. И сразу так ответить на вопрос - что именно, трудно. Он создал иной кинематографический язык, свой мир, в котором было место и развитию тех ответов, которые в своем поиске дали Эйзенштейн, Кулешов, Пудовкин. Но это в то же время и совершенно особый мир: свой язык, своя образность, своя философия.

Очень трудно заключить в нескольких словах то, что делает фильмы Довженко таким из ряда вон выходящим. Об операторской работе, которая просто потрясла меня, человека увлекающегося фотографией (светописью) я скажу отдельно. Но нельзя свести все к этой стороне работе режиссера, как создателя цельного полотна картины. Попробую это сделать методом от противного.

Эйзенштейн воспевал стихию, энергетику масс и событий, через которые он предъявлял зрителю масштаб и величие идей и исторического творчества Человека.
Кулешов… Он скорее восхищался новыми возможностями общения со зрителем, которые давал кинематограф.
Пудовкин, опираясь на опыт Эйзенштейна и Кулешова, начал вести разговор о Человеке. Он показал события, стихии и энергию через драму, трагедию, свершения и победы Человека. Через судьбы самого Человека, причастного к этим драмам и победам.

Фильмы Довженко необычайно поэтичны. Поэзия событий, движения, свершений, стихии исторического творчества Человека. Поэзия самого Человека. И как в поэтическом литературном творчестве отсекается все лишнее, чтобы слово стало символом, через которое автор соединяет читателя с чем-то большим, чем слово, так и в фильмах Довженко зрителю предлагается соприкоснуться с чем-то большим, чем просто рассказанная история, образы героев и создаваемые «картинки» на экране. Но центральное место, конечно же, принадлежит Человеку.

Во всех фильмах Довженко, которые просмотрел - «Звенигора», «Арсенал», «Земля» и «Аэроград» я увидел, как автор любуются Человеком. Те образы, которые создают артисты при помощи режиссера, вызывают это восхищение Человеком. До чего же красив Человек, когда он соединен с духом! Конечно же, находкой режиссера Довженко стали некоторые актеры. Потрясающая работа Семёна Андреевича Свашенко, который сыграл центрального персонажа в трилогии Довженко. Работа в «Земле» и «Аэрограде» Степана Иосифовича Шкуратова. Елена Максимова…И многие, многие другие образы созданные в фильмах, притягивают к себе. Любуясь Человеком, ты любуешься и теми идеями, делами, борьбой, - всем тем, чем охвачен Человек в фильмах Довженко.
С этой монументальностью, эпичностью и символизмом создаваемых образов Довженко соединяет и пронзительную правду человеческого бытия, повседневной жизни. И такое соединение оттеняет, дополняет другие составляющие описанного синтеза, заставляет звучать их и по отдельности и все вместе необычайно ярко и громко. Создается впечатление ожившего мифа, ожившей сказки, ожившей были… Быль - как жизнь, жизнь - как быль!

Мне трудно выделить какой-то из просмотренных фильмов. Видно, что в «Звенигоре» Довженко еще оттачивает свой кинематографический язык. Видно, что в «Аэрограде» он от него частично отходит. Но он есть и в первом названном фильме (1927). Есть он и последнем (1935), уже звуковом фильме, который слишком, на мой взгляд, подчинен идеологической задаче. В «Арсенале» (1928) и «Земле» (1930) - этот язык позволяет Довженко соединить новое, революционное, грандиозное, - что принесла советская эпоха, с могучим, сущностным и древним (если не сказать дремучим), что было и есть в Человеке всегда.

В «Арсенале» Довженко выступил отчасти пророком и провидцем. Видимо, его вовлеченность в националистическое украинское движение времен Гражданской войны, позволило ему обнаружить в украинском национализме нечто, сохранившее накал этих разрушительных для Украины идей до нашего времени. Глядя на заседание петлюровской Рады, удивляешься не просто схожести показанных Довженко персонажей, а тождественности сегодняшнему дню. Интеллигенция, обыватели, националисты, самостийники, - все будто срисованы с сегодняшнего Киева. Сегодня нет лишь восставших против них рабочих и крестьян. Только Донбасс и его жители.

Но все же я отдельно хочу сказать о «Земле». Я все в нем принял. Все, за исключением двух эпизодов. Эпизод с молитвой священника, где он призывает Бога «побить» колхозников, - что является скорее результатом идеологической борьбы, нежели правдой жизни. И эпизод с действиями обнаженной девушки. То ли стенания об убитом, то ли какой-то ритуальный танец. Я этого просто не понял. Остальное от начала и до конца было мне настолько созвучным, что я недоумевал - отчего так. Я не крестьянин. Я не украинец. Я, наконец, отстою по времени от этих людей без малого на век. А, тем не менее, вижу и чувствую, что это про меня, про нас, про жизнь и про что-то большее, чем жизнь. Вот это я и имел в виду, когда говорил об особом языке Довженко.

Фильм начинается с мирной, очень светлой кончины деда главного героя. Старое, традиционное, трудное, но светлое уходит, освобождая место молодому и сильному. Дед передал судьбу своей земли внуку Василю. Отец Василя - Опанас - замер по средине, в каком-то межвременьи.
Картины ликующей победность труда освобожденного Человека. Танец Василя ночью на улицах родного селя, как вырвавшаяся наружу радость одержанной победы и ее необратимости. Подлое убийство Василя силами из последнего сопротивляющимися всепобеждающей новизне. Обреченность этих сил, оторванность их от жизни своей земли и своего народа.
Горе Опанаса по убитому сыну и мучительное прорастание в отце идей, за которое погиб Василь.
Похороны сына, как мистериальное действо всепобеждающей новизны, не оставляющего места отжившему старому. Рождение брата Василя в день его похорон. Победа жизни над смертью. Победа Человека над смертью.
И все это потрясающими планами, ракурсами, для которых слов почти не надо. Фильмы Довженко назвать немыми можно только условно. В них говорит со зрителем сами кадры. Но об этом в отдельной теме.



Продолжение разговора о творчестве Довженко завтра.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Перечитывая эту книгу я убедился в том что Довженко под видом партизан показывает советскому народу бандеровских бандитов.

Вот судите сами.
Кто собственно был первыми партизанами на украине?

Оставим тех кто пошел в партизаны по прямому приказу Партии и Правительства. Не о них пока речь. Приказ есть приказ,попробуй не выполни.
Нас интересуют те кто пошел по собственной воле. Кто они были?
Это были военнослужащие РККА отрезанные от своих частей, но не пожелавшие закопать оружие и уйти в примаки. Это были партийные и советские работники,коммунисты непризывных возрастов, которые не пожелали номинироваться на пост сельского старосты а ушли в леса чтоб продолжать борьбу.
Именно эти люди и стали ядром партизанских отрядов вокруг которых и собирались все остальные.

А что мы видим у Довженко? Мы видим банду дезертиров!!

http://katmoor.livejournal.com/1448966.html

и так у него всё

я убедился

тот период, о котором Вы говорите неоднозначный. Это описывает и сам Довженко в своей биографии. Посмотрите "Арсенал" и если будет желание "Заенигора" и из них Вы увидите в какую сторону трансфомировалась позиция Довженко по националистическому движению на Украине.

Re: я убедился

и что же в тот период было неоднозначно?

пмсм именно тогда всё и было настолько однозначно, что дальше некуда.

что же в тот период было неоднозначно

отношение Довженко к происходящему и участие в этом

Re: что же в тот период было неоднозначно

я так понимаю вы собираетесь раскрыть эту тему в продолжении?

раскрыть эту тему

нет. Я пишу тут только о метафизике картин Довженко.

Re: раскрыть эту тему

ну пишите...

но должен вам сказать, что его метафизика может быть и была, да сгнила.

Вы считаете так. Я считаю иначе. Вы сами фильмы Довженко видели?

когда-то видел фрагменты.

а недавно просмотрел "Украина в огне". Полностью.
И сценарий прочел.
и после этого я ни смотреть ни читать довженко не хочу.

после этого я

ваше право так поступить. Как им мое не обсуждать с Вами то что Вы так и не увидели. Согласитесь, в этом есть какая-то ненормальность, обсуждать то, с чем не знаком.

"кто пошел в партизаны по прямому приказу Партии и Правительства ... Приказ есть приказ,попробуй не выполни."

Это как это - иначе полицаи расстреляют?

Фильм Арсенал очень сильно меня впечатлил. Было невозможно отдельно следить за операторской работой, за находками режиссера, настолько "втянулся" в действие, которое показал Довженко. Особенно запомнилась сцена, в которой "интеллигент" пытается застрелить большевика. И другая сцена, где тоже самое делает на автомате холодный националист.
В "Матери" Горького звучала такая фраза от рабочих к агитатору, что дескать умом-то мы тебя понимаем, а до сердца ты не достучался. Мне показалось, что Арсенал не просто доносит правду режиссера, с которой соглашаешься умом, а с головой погружает в сам дух (не знаю какое выражение лучше опишет это состояние) происходящего.
После фильма еще часа 2 расставался с увиденным.
Похожее, но все-таки меньшее, ощущение у меня было от фильмов Пудовкина. Но не такое же.
Может глупость скажу, но кажется, что современник Довженко - Эйзенштейн (особенно поздний) - это монументальность. А Довженко - это самое сердце стихии.

сцена, в которой "интеллигент" пытается застрелить большевика.

эту находку он пытался повторить

например тут http://katmoor.livejournal.com/1398916.html

когда в Запорожца немцы стреляют

и честно говоря сцена гнилая. Стреляют значит в него-а он стоит и не падает. он что-бессмертный? Получается так. Но. Тяжело ли быть храбрым бессмертному? Наверно нет.
А смертному?

сцена гнилая

вижу что смотрели. Тогда проиллюстрируйте свои выводы относительно гнилости позиции Довженко через его фильмы.

Вы говорите о финальной сцене. Я говорил о другой сцене, где был интеллигент в очках.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account