Previous Entry Share Next Entry
Максим Горький и История.
фото с фото
teterevv


Второй доклад, подготовленный к обсуждению романа "Мать" М. Горького.

Оригинал взят у info_shoot в Максим Горький и История.
Максим Горький и История.
16 марта 1868, — 18 июня 1936

Алексей Максимович Пешков родился в городе Канавино Нижегородской губернии (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода), в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова.
Алёша Пешков заболел холерой в 3 года, отец сумел выходить его, но при этом заразился сам и не выжил. В силу возраста мальчик почти не помнил отца, но рассказы близких о нём оставили глубокий след. По утверждению нижегородцев, псевдоним «Максим Горький» был взят в память об отце.
Тяжелая жизнь вынудила Алексея начать работать с 11-ти лет. Работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, и т.п.
В 16 лет познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. В 20 лет был арестован за связь с кружком Николая Евграфовича Федосеева и попал под постоянный надзор полиции.
Складывается впечатление, что именно Федосеев стал прообразом Николая Ивановича, брата Софьи, у которого жила Ниловна – персонажи романа «Мать». Ведь Федосеев был сыном следователя, человеком образованным, и писал статьи о коррупции среди чиновников, как сказали бы сейчас. Тем более что Николай Евграфович являлся одним из первых марксистов, организовавшим много марксистских кружков по стране и – главное - подпольную типографию. Был социал-демократом. Согласитесь, пересечения с Николаем Ивановичем из повести имеются. И это не только лишь имя.
Ленин относился и писал о Федосееве так:
«Особенно осталось в моей памяти, что Федосеев пользовался необыкновенной симпатией всех его знавших, как тип революционера старых времен, всецело преданного своему делу и, может быть, ухудшившего своё положение теми или иными заявлениями или неосторожными шагами по отношению к жандармам».
Далее Горький работает сторожем на железнодорожных станциях. Кстати, по своему личному стихотворному прошению, побывал он и на станции Борисоглебск, где живут мои родители и где я сам получил среднее образование. Там, на железнодорожном вокзале, стоит его памятник.
На станциях работает до 23 лет. Потом отправляется на Кавказ, своей жизнью подтвердив исторические сведения о явлении «отходничества» и расстояниях, преодолеваемых людьми из-за нужды. Но об этом чуть позже. Сейчас стоит сказать лишь то, что «отходничество» является одним из «симптомов» капитализма. Как «вахтовый метод» и «гастарбайтерство» в наше время.
До настоящего момента существует проблема определения уровня развития капитализма в России того времени. Имеется три подхода, которые определяются политическими взглядами ученых:
• Взгляды, поддерживающие ленинский вывод о том, что Российская империя была среднеразвитой капиталистической страной, страной «второго эшелона капитализма».
• Другие говорили о низком уровне развития капитализма в России.
• Третьи авторы, в том числе популярный Кара-Мурза, вслед за Сталиным с его «Кратким курсом истории ВКП(б)» утверждали, что страна со всей очевидностью увязала в периферийном капитализме, являясь полуколонией промышленно-развитых стран мира.
При этом лично мне не очень ясно, чем первые принципиально отличаются от вторых. Но как бы там ни было, Россия являлась аграрно-индустриальной страной, где сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики и во многом определяло ее положение в мире. А аграрно-крестьянский вопрос оставался острейшей проблемой в общественной жизни! Хотя это и кажется удивительным.
В исторической науке на 1900 - 1909 года отводится период экономического кризиса и промышленной депрессии.
К 1890 году начался самовольный раздел земельных наделов семьями. Причина была в том, что после отмены крепостного права совсем малые площади земли отошли крестьянам. Основная часть осталась у тех, кому ранее и принадлежала. К тому же численность населения к рассматриваемому периоду значительно возросла, изначально малой площадью плодородных земель было вынуждено пользоваться все большее количество людей.
Именно поэтому резко выросло количество малоземельных хозяйств. Большая часть крестьянских дворов обладала земельными наделами от 3 до 5 Га (кроме Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири, где земельные наделы доходили до 300 Га, но были другие проблемы). При этом хозяйствование на таких маленьких кусочках земли велось полунатуральное, а без лошадей приходилось работать примерно 30-ти процентам крестьян.

«- Вы сами - имеете надел? - осведомился Павел.
- Мы? Имеем! Трое нас братьев, а надела - четыре десятины. Песочек - медь им чистить хорошо, а для хлеба - неспособная земля!..
Помолчав, он продолжал:
- Я от земли освободился, - что она? Кормить не кормит, а руки вяжет. Четвертый год в батраки хожу».

В таких условиях крестьяне начинали сдавать в аренду свои земли другим, более зажиточным. В среде которых начал активно формироваться слой ростовщиков, называемых мироедами или кулаками. А бедные крестьяне подавались к ним же сезонными батраками либо пополняли ряды городского пролетариата. Только к 1890-у году около 4 млн. крестьян батрачили на односельчан в виде годового, срокового, поденного или сдельного наймов. А к интересующему нас периоду в шесть раз вырастает «отходничество», когда крестьяне вынуждены уходить на заработки на огромные (до 1300 км) расстояния от дома. Для этого они получают паспорта, а по имеющимся историческим данным их количество в этот период резко увеличивается.
Вот как проиллюстрирована Горьким ситуация того времени:

«- Вовсе не напрасно! - хмуро сказал Игнат, не глядя на Рыбина. - Его там обработают, начнет палить не хуже других…
- Едва ли! - задумчиво отозвался Рыбин. - Но, конечно, лучше бежать от этого. Россия велика - где найдешь? Паспортишко достал и ходи по деревням…»

Людям, как уже было сказано, приходилось преодолевать огромные расстояния. Только делали они это пешком, вдоль железных дорог. Лишь изредка подсаживаясь для отдыха на поезда. Деньги на дорогу зачастую брали под большие проценты. Шли туда, где по слухам хорошо платили. Шли и часто обманывались, ничего не зарабатывая, потратив длительное время только на дорогу. На обратном пути, в остатках одежды, босяком, нищенствовали и собирали милостыню. Многие умирали от большого количества болезней связанных с объективной бедственностью жизни…
В интересующий нас период Россия впервые пережила экономический кризис перепроизводства. Когда появляется избыток готовой продукции, цены на нее неуклонно падают. Это приводит к банкротству и закрытию 3 тысяч предприятий и увольнению более 100 тысяч рабочих и служащих. Особенно сильно ударило по мелким и средним предприятиям, хотя увольнялись люди и на крупных (которые поддерживались государством).
Все это сопровождалось не менее острым кризисом сельского хозяйства, вызванным неурожаем и массовым голодом 1901 года, резко обострившим и без того бедственную нужду огромной части российского крестьянства и пролетариата.
Так, читаешь некоторые места в повести и думаешь, что они не имеют под собой прямого смысла. Слова и только. А оказывается, имеют. Еще как имеют…

«- Прошлялся я по фабрикам пять лет, отвык от деревни, вот! Пришел туда, поглядел, вижу - не могу я так жить! Понимаешь? Не могу! Вы тут живете - вы обид таких не видите. А там - голод за человеком тенью ползет и нет надежды на хлеб, нету! Голод души сожрал, лики человеческие стер, не живут люди, гниют в неизбывной нужде… И кругом, как воронье, начальство сторожит - нет ли лишнего куска у тебя? Увидит, вырвет, в харю тебе даст…»

Таким образом, постепенно, начав в первый год своего странствия, Горький пишет. И становится писателем. В 24 года начинается этот его Путь. Все это тяжелое время Горький накапливает опыт. Бродит по русской земле, пишет и работает, дойдя, таким образом, до Кавказа и вернувшись обратно. Своей жизнью подтвердив исторические сведения о явлении «отходничества».
За следующий десяток лет, к 1902 году он напишет много произведений, не изменяя своим марксистским убеждениям. В том числе «Песнь о Буревестнике», и прокламации, призывающие свергать самодержавие. За что, кстати, еще раз был арестован. Кроме этого, он знакомится со многими деятелями культуры. Например с Чеховым и Толстым.
И, наконец, в 34 года избирается в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Однако его избрание тут же было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим писатели Чехов и Короленко отказались от членства в Академии (после свержения монархии в 17-том Горького изберут повторно).
В том же 1902 году Горький опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». Оно короткое, но пламенное, призывающее бороться за свою мечту. Пусть даже и с риском для жизни. Вот его концовка:

«А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют».

В сентябре 1902 года Горький уже получил мировую известность и солидные гонорары. В Нижнем Новгороде, при его щедрой финансовой и организационной поддержке, завершалось строительство Народного дома, создавался народный театр.
В квартире Горького гостили: Лев Толстой, Леонид Андреев, Иван Бунин, Антон Чехов, Илья Репин, Константин Станиславский, близкий друг Фёдор Шаляпин.
Тем временем в стране начинается мощное забастовочное движение рабочих и крестьянские волнения.
Начавшаяся в 1904 году русско-японская война подтолкнула государство к размещению огромных военных заказов. В связи с этим наметился некоторый подъем промышленного производства. Но в 1905 году вновь произошел резкий спад, который был напрямую связан с начавшейся революцией и массовым забастовочным движением.
По некоторым моментам романа «Мать», мы можем сделать вывод, что главные герои были социал-демократами:

«Сашенька первая сказала громко и резко:
- Мы - социалисты…»
«Павел поднял руку кверху - древко покачнулось, тогда десяток рук схватили белое гладкое дерево, и среди них была рука его матери.
- Да здравствует рабочий народ! - крикнул он.
Сотни голосов отозвались ему гулким криком.
- Да здравствует социал-демократическая рабочая партия, наша партия, товарищи, наша духовная родина!»

В рассматриваемые годы социал-демократы разделились на два лагеря. Одни считали, что смена капитализма социализмом должна происходить путем постепенных социальных реформ. За длительное время. К ним относится, например, Эдуард Берншейн.
Другие так не считали. Среди них были В. Ленин и Р. Люксенбург. Они полагали, что смена режимов должна произойти революционным путем в обозримой исторической перспективе.
В 37 лет Горький знакомится с Лениным, сознательно принимая вторую позицию.
9 января 1905 года – во время мирного шествия к Зимнему Дворцу в различных районах Петербурга правительственные войска и полиция открыли огонь по демонстрантам. Погибло от 130 до 1200 человек. Трагедия получила название «Кровавого воскресенья» и считается, что именно она является началом Первой русской революции.
За подготовку революционной прокламации и участие в шествии в числе прочих был арестован и Горький. В его защиту выступили известные деятели искусства, итальянские писатели, сербский писатель, композитор, философ и другие представители творческого и научного мира из Германии, Франции, Англии. В Риме прошли студенческие демонстрации. Под давлением общественности писатель освобождён в феврале 1905 года.
Тем временем революция «разгоралась». В октябре 1905 года состоялась 3-х миллионная Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Она сыграла решающую роль в издании Царского Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
В нем говорилось о даровании подданным гражданских и политических прав и свобод и о создании первого в российской истории законодательного органа власти – Государственной Думы. Поэтому либеральное и умеренное социалистическое движения с восторгом приняли Манифест, оценив его как победу революции. Но эсеры (социал-революционеры) и большевики расценили его как яркое проявление слабости власти и призвали к продолжению борьбы.
Уже 27 октября под руководством РСДРП(б) произошло восстание моряков Балтийского флота.
Революция продолжала набирать обороты: съезды, восстания, шествия. В этот период – ноябрь - Горький вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. А в декабре восстание вступает в новый этап вооруженного противостояния с регулярными войсками и подавляется.
В 1906 году Горький создает роман «Мать» и переезжает в Италию из-за туберкулеза. Из-за сравнения героев и событий с библейскими образами на Родине против него заводится уголовное дело с обвинением в богохульстве. А Ленин, ознакомившись с романом в рукописи, отмечает его своевременность. Произведение переводится на многие языки.
В 39 лет Горький - делегат с правом совещательного голоса V съезда РСДРП.
В 45 лет – редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда».
В конце декабря 1913 года, после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию из Италии. А к 17-му и по 19-ый год ведёт общественную и политическую работу, критикует перегибы в работе революционеров со старой интеллигенцией.
Для него вообще революционер это не только и не столько разрушитель, но создатель новых истин
В частности, Горький пишет слова:

«Вечный революционер — это дрожжа, непрерывно раздражающая мозги и нервы человечества, это — или гений, который, разрушая истины, созданные до него, творит новые, или — скромный человек, спокойно уверенный в своей силе, сгорающей тихим, иногда почти невидимым огнём, освещая пути к будущему».
«Несвоевременные мысли».

В 53 года (1921) писатель вновь уезжает за границу. Но теперь не по собственному желанию, а по настоянию Ленина в связи с возобновлением болезни и необходимостью лечиться за границей.
Через 7 лет (1928) его приглашает в СССР лично Сталин. Горький соглашается и совершает 5-недельную поездку по стране. Ему показывают достижения СССР, которые нашли отражение в цикле очерков «По Союзу Советов». Однако в СССР писатель не остается, уезжает обратно в Италию. А окончательно возвращается на Родину только в 64 года (1932).
До этого момента он регулярно переписывается с А.С. Макаренко и колонистами. Вот только одна цитата из его писем:

«Прекрасное дело делаете Вы, превосходные плоды должно дать оно.
Земля эта — поистине наша земля. Это мы сделали ее плодородной, мы
украсили ее городами, избороздили дорогами, создали на ней всевозможные
чудеса, мы, люди, в прошлом — ничтожные кусочки бесформенной и немой
материи, затем — полузвери, а ныне — смелые зачинатели новой жизни.
Будьте здоровы и уважайте друг друга, не забывая, что в каждом
человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и
расцвести, чтоб она обогатила землю еще большими чудесами».

В 1934 году от воспаления легких умирает сын Горького.
В этот день, по воспоминаниям очевидцев, отец беседовал на тему экспериментальной медицины и проблем человеческого бессмертия. Что очень много может сказать о его личности любому не имеющему предубеждения исследователю.
Через два года, в 1936 году, отец посещает и долго задерживается на могиле сына. Погода была ветреная и холодная. Простудившись, Горький заболел и через три недели умер.
После смерти Горький кремирован, а прах был помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.
На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин.



  • 1
А мне очень интересны те 10 лет жизни Горького, когда простой рабочий-бродяга получил "мировую известность и солидные гонорары". Как и где публиковался? Кто те самые читатели, что дали ему мировую известность в 1902-м?

очень интересны те 10 лет жизни

согласен. Гениальный писатель, самоучка. Сложный и при том цельный Человек. Мне в нем все интересно. Но к сожалению ритм жизни и прочие задачи не позволяют погрузится в него как год назад я занялся Лермонтовым. Может быть потом, когда станет "по тише" вокруг.

Горькая история

Тема "Горький и История" - не раскрыта.
Такое впечатление, что это не то предисловие, не то примечание, а основной текст только грядёт.
Отдельные факты из Биографии - не более того. К Матери, тем более - отношение косвенное.
Вами так любимой "метафизики" (в специфически вашем истолковании термина) и вообще - ноль.

Edited at 2016-12-16 12:45 am (UTC)

не раскрыта

может быть и так. Человек же не экзамен сдавал, а описывал свою позицию.
Предлагаю Вам
1 Раскрыть тему и мы с удовольствием восполним обнаруженный Вами пробел
2 Участвовать в следующем собрании
Я серьезно, а не шучу.

Автору доклада я все передам.

Re:раскрОе(\И)м

Человек ... описывал свою позицию.
1. Потому (по моему скромному ИМХО) и НЕ раскрыта, что этой ЕГО позиции* я как раз в данном тексте и НЕ заметил.
2. Когда именно состоится ваше следующее "собрание" и что оно собой представляет: организационно, содержательно, компетентно? Есть ли альтернативные или содокладчики, если да, то кто они?
------
* обратите внимание на цикл статей, например, о Пушкине у нашего общего "друга" galkovsky. Вот у него есть позиция. Пусть меня и НЕ устраивающая.


Edited at 2016-12-16 10:45 am (UTC)

Когда именно состоится ваше следующее "собрание"

20 января, тема Китайская философия, на ней будет доклад и обсуждение по предварительному списку литературы, который мы должны к этом сроку прочитать
Доклад будет делать наш товарищ, живущий в Китае, приезжающий к нам по работе.

Все Ваши критические замечания вполне уместны. Есть правда своя специфика в наших собраниях, вытекающая из того, что
- мы ищем форматы работы над темами.
- люди приобретают опыт

Тем не менее, не соответствие заявки Доклада и его содержания, выявленная Вами вещь объективная. СпасиБо за то, что обратили внимание на это.


Edited at 2016-12-16 10:53 am (UTC)

Re: Китайская философия

А тема "Горький и История" - уже в прошлом и обсуждена? Тогда нет смысла писать иное вдогонку.

"20 января, тема Китайская философия, на ней будет доклад и обсуждение по предварительному списку литературы"
Где можно ознакомиться с вашими планами и предполагаемой к обсуждению конкретикой?


Где можно ознакомиться

Все что знаю я сейчас напишу. Подробности мне обещает наш китайский товарищ на дня дать.
пока вот что будет

"Тема - китайская философия.

Нужно обязательно прочитать 1 любую книгу на выбор из указанных ниже:
Кофуций – Лунюй
Лаоцзы – Даодэцзин
Суньцзы – Искусство войны.

Я предлагаю, чтобы на этот ЛИК были прочитаны любая из этих книг. Не обязательно читать их все, хотя в том, чтобы прочитать их все тоже нет ничего сложного, ибо все они очень короткие (кроме Луньюя). И прочитать Даодэцзин и Искусство Войны полностью вполне реально за 2-3 вечера.
Я со своей стороны готов сделать комплексный доклад об всех трех книгах и китайском мировоззрении, и философии в целом. Так как я все три книги уже прочитал как в переводе, так и в оригинале".

Другие подробности вышлю в личку, если Ваш интерес не пропадет

Edited at 2016-12-16 11:13 am (UTC)

Re: ознакомился

1. "китайская философия
прочитать 1 любую книгу на выбор"
С той же надеждой на "успех" по теме "западноевропейская философия" можно предложить прочитать 1 любую книгу на выбор:
Аристотель Органон
Монтень Опыты
Кант Критика чистого разума.
Ну или для посильной (ученикам) краткости что-то типа - Тезисы о Фейербахе Маркса ;)

2. "подробности вышлю в личку, если Ваш интерес не пропадет"
Спасибо не надо. Интерес увял.

Интерес увял

почему то я этого и ожидал. Опыт общения в виртуале обычно виртуалом и оканчивается. И не стольл важно под каким предлогом.

Дело в том, что мы не философские курсы, а клуб на котором изучаем КНИГИ и через них какие-то темы и вопросы. ЗА 3 часа обсудить философию Китая, Рима, Греции - в принципе невозможно. Я был уверен что это очевидно не только мне.

Даже по Асмусу, которые в своем учебнике дает обзор древнегреческой философии это сделать не возможно. Опять же в принципе.

Прочитать ОДНУ книгу предлагается не докладчику, который их (не только их) читал в оригинале, а гостям. Я ( и не только я) постараюсь прочесть все. Но требовать от всех такого прочтения - у меня и докладчика таких прав нет. Это два, что не понять было невозможно.

Но главное не в этом же, что Вы видимо тоже понимаете!

Да, мы обсуждаем не во всей полноте. Да, мы не приобретаем статуса китиеведов, или еще каких -ведов. Но мы это обсуждаем! Не Акунина, не "Гарри Поттера" , ни Улицкую, а китайскую философию, путь даже и по трем книгам.

Обсуждаем не в форме лекции кого-то там, а форме коллективной работы и обмена мнениями. То есть внося в этот процесс все что вытекает из приципов коллективного труда и коллективного результата. Пусть и не столько компетентного как того бы хотелось. У Вас есть другие места, где это происходит? А Вам могу только позавидовать.

Одним словом, Вы сделали заявку на что-то, потом эту заявку сняли. Ваше право.
Но это означает, что критика того как "не надо делать", так и не перейдет в Вашем лице в единственно правильную критику по принципу - "покажи как надо".
Жаль.
Всего доброго. Еще раз спасиБо за Ваши за позицию по Горькому.

Edited at 2016-12-16 12:07 pm (UTC)

Re: Интерес - чей и в чём?

"покажи как надо"
Кому, зачем, именно так - "надо"?

"Не Акунина, не "Гарри Поттера" , ни Улицкую"
А почему бы и нет, если именно они, а не какой-то там интеллектуальный антиквариат, реально влияют на то массовое сознание, минимальный контроль над которым желаете приобрести и вы?

И тогда подход в использовании исторического багажа может и должен быть иным. Компетентные знатоки должны подсказать какими конкретно классическими текстами легче, ярче, наглядней и понятней ДЛЯ масс взламывать тайники современных фокусников в политике и идеологии.

Вот, к примеру Путин-Курилы-суверенитет и его любовь к "3 апельсинам": дэюдо-выборы-курс. Смысл ИХ стратегем, что мешает раскрыть на буддистской основе и специфики его интерпретаций - в китайском и японском вариантах. Но и Тему тогда формулировать иначе. Например - "Суньцзы – Искусство войны или мир ценой утраты суверенитета".

Иначе подобные формы коллективного самообразования не эффективны и не могут заменить собой нормально-систематитческое, академическое. Как бы не оказаться вам, в противном случае, в роли изучающих "переписку Энгельса с этим... Как его дьявола?.. с Каутским". :Р

"...И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг"

Спасибо и извините, что вынудил потратить на меня, бестолкового, так много Ваших букв. )



Edited at 2016-12-16 01:18 pm (UTC)

А почему бы и нет

"а не какой-то там интеллектуальный антиквариат"
Вот тебе и на! Только что выше Вы сетовали, что этот "антиквариат" мы изучаем не достаточно плотно и не во всем объеме, а теперь такие эпитеты?

Мы не хотим тратить время на литературный ширпотреб. И уж тем более, чтобы он определял для нас повестку дня. Именно поэтому мы ичтаем Горького и о Горьком, а не Акунина и Улицкую.

предложенная Вами тема по Суньцзы примерна так и заявлена докладчиком, в своем обосновании актуальности выбранных книг для изучения.

Насчет эффективности мер. А кто Вам сказал что цель - это только самообразование? Это слишком узко для нас. Мне к примеру 45 лет. Тратить время на просто самообразование я не стану. Я вооружаюсь знанием для решения других задач.

На нормаль-системное образование у нас уже нет времени. Что-то получили в школах -университетах. Многое уже забылось. Это я говорю еще о советских, где в программе были и Горький и Достоевский в нормальном неурезанном объеме. Теперь и этого не дают.

Но главное теперь почти ничего не изучают нормально (хотя бы в пределах одного проивзедения)! Вот мы и решили сами организовать этот процесс. Самим определять повестку дня.

За мои буквы не беспокойтесь. Я пишу быстро и много. Привык.

Re: По пятницам не подаю

"На нормаль-системное образование у нас уже нет времени"

C последнего пика активности СЕК, всегда рецидивно обостряющейся к выборам, минула пятилетка за которую и он и вы всей сектой могли бы получить полноценное университетское образование. Но нет, вот этого Ему от вас как раз и НЕ надо. Напротив, чтобы вы навсегда остались изучающими письма: то ли каутского, то ли засулич, то ли кропоткина... или Бог весть кого ещё. Именно в этом залог "успеха" фирмы "Рога и Копыта" - либер фатер Конрад Карловича, гражданина Михельсона, предводителя команчей и уездного дворянства, с его вечным - "Жё нё манжё па си жур".
---------
В закрытый рот и портвейн не течёт.

Edited at 2016-12-16 02:14 pm (UTC)

Ему от вас как раз и НЕ надо

Вам видней. Я понял что все это выше было. Жаль, я думал это разговор. А оказалось - пустышка.

Re: в 45 - только баба - ягодка опять

пустышка
"Самдурак" - простительно было бы вьюноше. Но даже просто выглядеть безнадёжным в 45 это куда как хуже. Соболезную.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account