Previous Entry Share Next Entry
Что такое самость
фото с фото
teterevv

Вынося в заголовок текста это слово, я искал в нем и положительное наполнение. Самость - как ощущение своего присутствия в мире и своей способности рвать его пелена, менять его и даже побеждать смерть. Создавать такие вот парадоксы, из которых собственно и состоит жизнь.

В рамках деятельности Литературно-исторического клуба (ЛИК) СВАО мы выбрали на будущий год роман «Огонь» известного французского писателя и коммунистического борца Анри Барбюса. К своему стыду я впервые услышал об этом авторе. И мне захотелось с ним поближе познакомиться. Прочитав справку о его яркой и драматичной биографии, я столкнулся с такой нелепостью. Несмотря на то, что основным направлением его творчества была политическая и социальная тематика, самым известным его произведением в СССР и России является лирический рассказ «Нежность».

Понятно почему в позднем СССР и в современной России были оставлены без внимания его романы на политические темы. Он воспевал огонь революции, величие революционеров. Кому это было нужно после поворота идеологии страны в сторону сознательного погашения этого самого огня и умаления этого самого величия? Народу тогда было предложено от сосредоточенности в борьбе за настоящие идеалы перейти к возне со своими мещанскими интересами. Какой Барбюс, когда нужнее был «Июльский дождь»?
И вот из всего объема творчества революционного писателя вытащили короткий рассказ и по существу свели все творчество к нему. Мне захотелось его прочитать, благо он короткий. И я был поражен.

Рассказ короткий и не очень сложный. Пять писем женщины своему бывшему возлюбленному, с которым они вынужденные были расстаться. В этом есть что-то парадоксальное. Писать письма без возможности получить ответ, человеку с которым расстались многие годы назад. Я все время представлял, как заложенные в письма трогательные чувства и эмоции женщины будут разбиваться о заменившие любовь в душе бывшего возлюбленного досаду и пренебрежение. С чего она решила, что спустя три года, семь лет, двадцать лет эти чувства кому-то важны кроме нее? Порою я думал, что женщина просто самовлюбленная дура, считающая, что все в жизни отвергнутого ей годы назад человека будет по-прежнему крутиться вокруг нее? В общем, я испытывал чувства неловкости. И от того, что чтение чужых писем не может не вызывать этого. И за безрассудочность их автора. Но все изменило последнее письмо, полученное адресатом спустя двадцать лет после разрыва.

Все письма женщина написала наследующий день после расставания! Они продиктованы не тлеющими углями былой страсти, не попыткой зацепиться за некие воспоминания и ими спастись от блеклости своего бытия. Они - следствие горения огня любви. И уже не важно, как к ним отнесется их получатель спустя годы и десятилетия. Важно лишь то, что их автор не смог их не написать. И через них протянуть мостик во времени и между людьми, разделенными этим временем и судьбой юноши, ставшего к моменту получения последнего письма уже зрелым мужчиной. Она хотела помочь ему преодолеть боль разлуки и пережить ее, сама испытывая эту боль и не найдя в себе сил справиться с ней. В последнем письме сообщается, что она после написания писем покончит с собой. Но язык не поворачивается сказать, что даже спустя двадцать лет после смерти их автора, они получены от мертвеца.
Вот сколько парадоксов в коротеньком рассказе с таким точным и одновременно нелепым названием - «Нежность».

Причем тут самость? До последнего письма их автор, казалось бы, находился полностью во власти внешних сил и обстоятельств. Нужны ли они адресату? Смеется ли он над ней, читая письма в кругу друзей и товарищей, вспоминая о прежних годах и женщине, не желавшей смириться с тем, что все это в прошлом. Проклинает ли он ее? И т.д. Да и вообще - получает ли он письма? Он мог уехать, умереть, - да мало ли что могло случиться. И все это перечеркнуло бы заложенные в такой переписке смыслы и чувства.
Но то, что они были написаны в один день. На следующий день после расставания. За день до смерти их автора  - разорвало все зависимости и свели все варианты последствий в ничто. В ничто, кроме нее самой, ее чувств и ее заботы о любимой человеке.

Я не согласен с ее выбором смерти. Жизнь, хоть сегодня насаждается иное, не принадлежит только владеющему этим даром человеку. Она принадлежит и тому, кто этот Дар преподнес. Для меня, как христианина - это Бог. Но и в случае светского человека твоя жизнь принадлежит и тем, кому ты дорог, кому ты нужен. Будучи гуманистом, иначе рассуждать нельзя. А жизнь, соединенная с любовью - это бесценный Дар. Это ярчайшая звезда, сияющая во Вселенной.
Да, я не согласен с выбором смерти. Но в этом рассказе - это данность, как и разлука двух любящих людей. Но автор писем смогла преодолеть все эти данности. В одиночку, потому что не захотела с ними мириться.

В рассказе показано самость и с отрицательной коннотации этого слова. Женщина решила в одиночку бороться за бессмертие своей любви и обрекала себя на смерть.
«Человек один не может… Все равно человек один не может ни черта! » - прошептал перед смертью один из героев Хемингуэя. Только он принял сражение и погиб в бою, не смиряясь с попыткой отнять у него важное для каждого Человека, возможность быть самим собой. Женщина бой приняла не до конца. Потому что опиралась только на саму себя и осталась одна после разрыва с любимым. Самость, одиночество - это не условия жизни, а результат чего-то очень неправильного в ней. В христианстве «самость» почти-то синоним гордости, матери всех грехов.

Но вынося в заголовок текста это слово, я искал в нем и положительное наполнение. Самость - как ощущение своего присутствия в мире и своей способности рвать его пелена, менять его и даже побеждать смерть. Создавать такие вот парадоксы, из которых собственно и состоит жизнь.

Сложное впечатление от рассказа. И сильные переживания, родившие эти текст. С нетерпением жду получения заказного мной романа «Огонь».


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1

Действительно сложное впечатление

Следствие горения огня любви... Давайте посмотрим пристально, что именно сделала эта женщина. Не почему - а что.
Во-первых, она сама решила судьбу юноши. Можно сказать и так: сделала благое дело, устранив с его пути препятствие. Она дала ему возможность избежать трудности, но не преодолеть её. Момент, в котором он плачущий и страдающий "маленьким Луи" - теперь застыл как картина, без шансов преодоления и развития. Над этим свойством якобы "женской любви" насмехался Ницше, говоря о женщинах, стремящихся убрать каждый камушек с пути возлюбленного, даже если он - минералог, собирающий камни. Момент слабости любимого - теперь навечно. Но это не всё, есть ещё:
Во-вторых. Когда проходят годы, приходит последнее письмо. Сойдите с позиции стороннего наблюдателя, попробуйте сами получить такое послание. Что вы почувствуете? Неужели удовлетворение и благодарность, что-то вроде: "Какая милая женщина, так вовремя ушла с моего пути и так надежно, большое спасибо ей!"? Но это же слова самовлюблённого дегенерата. Она таким считала своего любимого? Но ведь только такой человек может хотя бы спокойно, а не то что светло и радостно воспринять такое известие. Если она его таковым не считала, то совсем не радость и мир она пыталась принести любимому.
Больше этот поступок похож не на нежность, а на сентиментальный удар в спину.
Всё-таки даже огонь любви не всегда успевает полностью справиться с человеческой самостью, которая добавляет к его чистому жертвенному сиянию черный дым самолюбования.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account