Previous Entry Share Next Entry
Обсуждение книги Энгельса «Происхождение…» -1
фото с фото
teterevv

К сожалению, я пропустил это собрание. И потому мне было особенно интересно познакомиться с позициями своих товарищей.
Оригинал взят у svao_eot в Обсуждение книги Энгельса «Происхождение…» -1

Энгельс раскручивает спираль, и становится ясно, как ее свернуть обратно. Но непонятно - как перейти на новый виток?
Что же делать, чтобы превратить страдательный залог в действительный?
Что же сделать, чтобы преодолеть эту пропасть?
Как избежать, чтобы человек стал предметом обмена, чтобы очистился от накопленной тысячелетиями слизи?
***

Мы снова начинаем публикацию материалов работы Литературно-исторического клуба (ЛИК СВАО). Перерыв был обусловлен не тем, что ЛИК не работал. После обсуждения Манифеста коммунистической партии, на первом собрании после Летней школы СВ, ЛИК в основном сосредоточился на наверстывании возникшего отставания в обсуждении цикла статей С.Е. Кургиняна «Судьба гуманизма в ХХI веке». А также интенсивным сбором подписей против вступившего в силу ФЗ - 323, который РПЦ назвала «законом на запрет воспитания».
Но, кроме того, ЛИК вышел на проработку и подготовку обсуждения книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Книга достаточно сложная. И потому на ее прочтение и подготовку своей позиции участникам Клуба было отведено несколько недель.
И вот собрания состоялось. Оно прошло в очень информативном обсуждении. Были жаркие споры. Доклад, вызвавший наибольшее противостояние мнений будет опубликован последним, так как его автор отсутствовал на собрании. Первыми же будут предоставлены к ознакомлению доклады других наших товарищей.

Собрание ЛИКа по Энгельсу началось со вступительного слова ведущего и небольшого блиц-опроса присутствующих об их впечатлениях после прочтения. Это позволило сразу же всем участникам обсуждения, грубо говоря, занять свои исходные позиции по книге Энгельса, и взглянуть на доклады товарищей в контексте того настроения, которое возникло после опроса.

Первым к публикации предлагается  - эссе Анастасии С.
***

Из самого заголовка видно, что Энгельс в этой работе выстраивает вектор:

семья —> частная собственность —> государство,

то есть вначале возникает и оформляется семья, потом частная собственность, потом государство.

Морган, которым Энегльс начинает и заканчивает эту работу, пишет что «Семья — это активное начало, она никогда остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей, лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья радикально изменилась»,
И Маркс добавляет что «также дело обстоит с политическими, юридическими, религиозными, философскими системами вообще».

То есть семья является регистратором определенных изменений в истории, притом одним из первых регистраторов, соответственно повлияв на семью сейчас, можно вскоре ждать результатов. Описывая три формы брака:
групповой брак—>парный брак—>моногамия,

которые соответствуют:

дикости—>варварству—>цивилизации.

Значит, если задастся целью вогнать общество в состояние дикости, нужно вогнать семью в состояние группового брака.
А не это ли сейчас происходит в странах Скандинавии, где фактически легализован инцест и др. извращения. И этим аргументом, аргументом «развития» можно воспользоваться, отстаивая традиционные ценности. Мол, все это мы уже проходили.
Это первое, на что я обратила внимание.

С другой стороны удивляет то, что Энгельс постоянно делает какие-то реверансы прошлому, говоря о «золотом веке» матриархата и ранней коммунистической семьи, то есть с одной стороны он говорит о прогрессе, а с другой постоянно возвращается в «идеальное» время:
-народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше подлинного уважения, чем наши европейцы;
- парный брак поставил достоверным родного отца, который, к тому же, вероятно, был даже более достоверен, чем иные «современные отцы»;
-продукт находился целиком во власти производителей. Что было потеряно с достижением цивилизации;
-в старом коммунистическом домашнем хозяйстве ...введение его было общественным, с появлением патриальхальной семьи.. и моногамии положение дел изменилось, женщина превратилась в служанку (273);
-свобода, равенство братство — были основными принципами рода,
или пример зулусов, способных на невероятную смелость.


Да, он потом говорит, что «это одна сторона дела, но не забудем, что эта организация была обречена на гибель», не объясняя почему.
« Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга».
Прервем цитату, то есть получается можно сделать вывод, что основной минус согласно Энгельсу, что люди неотличимы друг от друга.

На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
ваши безропотные мозги.

Вручили ответ на каждый вопрос...
Одетых и серенько и пестро,
утром и вечером, как пылесос,
вас засасывает метро.

Разве СМИ, современная поп культура и индустрия рекламы не навязывают нам определенный одинаковый тип мышления?  Но разве только в этой неотличимости дело?

Далее Энгельс продолжает «Власть этой первобытной общности должна была быть сломлена,- и она была сломлена»
Почему должна была, потому что должно быть какое-то развитие?

И снова цитата: «Но она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния - являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества».

То есть развитие вроде бы хорошо, но как оно достигается плохо. Так плохо, что лучше бы его и не было… «Хороший, конечно, это был выход, но уж больно плохой». (Стругацкие, «Отель у погибшего альпиниста»).

«А само новое общество в течение всех двух с половиной тысяч лет своего существования всегда представляло только картину развития незначительного меньшинства за счет эксплуатируемого и угнетенного громадного большинства, и оно остается таким и теперь в еще большей степени, чем когда бы то ни было прежде».

Неутешительный вывод, тем более что СССР, который показывал выход из этого замкнутого круга, развалился. А этот вывод актуален до сих пор.
На Христианство по Энегельсу рассчитывать не приходится: «Христианство совершенно неповинно в постепенном отмирании античного рабства.», и все обусловлено жаждой наживы.

Энгельс раскручивает спираль, и становится ясно, как ее свернуть обратно. Но непонятно - как перейти на новый виток?
Что же делать, чтобы превратить страдательный залог в действительный?
Что же сделать, чтобы преодолеть эту пропасть?
Как избежать, чтобы человек стал предметом обмена, чтобы очистился от накопленной тысячелетиями слизи?

Люди - лодки.
        Хотя и на суше.
Проживешь
      свое
        пока,
много всяких
       грязных ракушек
налипает
     нам
       на бока.
А потом,
     пробивши
          бурю разозленную,
сядешь,
     чтобы солнца близ,
и счищаешь
      водорослей
            бороду зеленую
и медуз малиновую слизь.

Должен быть ТЫ, который способен счищать эту слизь и солнце (идеал) к которому ты тянешься и ради которого ты это делаешь.
На эти вопросы Энгельс не ответил, зато отвечает Кургинян.


  • 1

Cовременной «советской» молодёжи. I

Чтобы молодые представители «советского сегмента» современного российского общества не пребывали в недоумении относительно того, в каком обществе им предстоит жить, приведём в хронологическом порядке некоторые знаковые события, характеризующие направление СОВМЕСТНЫХ усилий Государства и Церкви:

Из Послания Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. (воссоединение Крыма с Россией):

«...в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. [...] ...христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ и сакральное значение».

Из выступления Патриарха в Государственной Думе 22 января 2015 г.:

«Нынешний 2015 год имеет особое символическое значение. Мы будем отмечать две значительные для нас исторические даты: 1000-летие со дня кончины крестителя Руси, святого князя Владимира, и 70-летие великой Победы нашего народа. Одно из этих событий отсылает нас к религиозному выбору Руси, другое — к его последствиям, когда наш народ, воспитанный на тысячелетних православных идеалах справедливости и братства, избавил мир от порабощения нацистами, возомнившими себя "расой господ", а другие народы — сборищем недочеловеков, обреченных на вечное рабство. Тогда, встав единым фронтом, объединив практически все силы народа, мы достигли победы».

Из Пасхального послания Патриарха 11 апреля 2015 г.:

«Когда [...] подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к гóрнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда [...] Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги. Ярким свидетельством правоты этих слов является Победа в Великой Отечественной войне, достигнутая самоотверженным подвигом нашего народа. 70-летие сей славной даты мы торжественно отмечаем в нынешнем году».

Вслед за экспозициями «Рюриковичи» и «Романовы», в 2015 г. в московском Манеже была представлена ещё одна: «От великих потрясений до великой Победы» (1914-1945). Эти три экспозиции стали основой Исторического парка «Россия. Моя история» на ВДНХ (57-ой павильон).

В конце 2016 года в Москве предполагается открытие монумента князю Владимиру — крестителю Руси.

Образовано Общество русской словесности, 1-й Съезд которого состоялся 25-26 мая 2016 г. Поставлена важнейшая задача ГУМАНИТАРНОГО образования, так как прежде, чем индивид станет профессионалом в какой-либо области, он призван стать человеком в собственном смысле. По личной просьбе Президента Путина Общество русской словесности возглавил Патриарх Кирилл. Ибо гуманитарное основано на словесности, которая, в свою очередь, «произрастает» из священного текста.

СОВМЕСТНОЕ пребывание Президента Путина и Патриарха Кирилла — т.е. светской и духовной власти — на Афоне.

не пребывали в недоумении

в чем должно быть недоумение?

Re: не пребывали в недоумении

Не "должно быть", а есть. Как следует из моих бесед с членами одной из ячеек СВ (сам я состоял в СВ со дня основания организации; теперь интересуюсь лишь статьями Кургиняна в газете). Недоумение сводится к: "Где же движение к новой формации, соответствующей достигнутому человечеством уровню развития экономического и научно-технологического базиса?" В этом недоумении не учитывается действующее в истории "отрицание отрицания". Для краткости ограничусь этим, не приводя развёрнутое описание, которое давно есть в одной из публикаций в моём блоге ЖЖ.

Cовременной «советской» молодёжи. II

Из вступительного слова Патриарха на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 г.:

«Пожалуй, ни одну другую тему мы не исследуем так тщательно и систематично, как тему образования. [...] К сожалению, уже более 25 лет многие у нас продолжают мыслить об отношениях Церкви и образования, Церкви и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, сформированные в общественном сознании декретом об отделении школы от Церкви, другими документами и практикой, сложившейся после революционных событий 1917 года. ...отмечу, что сегодня стереотипы постепенно преодолеваются. [...] На встрече с учёными в Сарове я напомнил, что Церковь стремится к тому, чтобы образование и наука в нашем государстве находились на достойном уровне. В вопросах образования и науки Церковь является союзником научного и преподавательского сообщества. Встреча в Сарове произвела на меня очень глубокое положительное впечатление. [...] Антиклерикальная мифология, которая доминирует в некоторых секторах нашего общества, увы, создает опасный диссонанс при восприятии реалий общественно-политической жизни. Консолидация общества весьма затруднена, когда отдельные сферы общественной жизни оказываются под влиянием той или иной идеологии. Церковь приветствует приход в сферу науки и образования высокопрофессиональных верующих специалистов, настроенных на серьёзную работу по улучшению положения научного и преподавательского сообщества, и мы приветствуем их появление не только потому, что они верующие, но прежде всего потому, что они высококлассные специалисты. В этом смысле уровень профессионализма человека более значим для Церкви, чем его вера, и странно, что вера рассматривается некоторыми как препятствие для работы в научной или образовательной сферах. Это рудименты глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество, и настало время, когда мы должны все эти рудименты разрушать и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни».

29 августа 2016 г. состоялась встреча Патриарха Кирилла с новым министром образования и науки России О. Васильевой.

Понятно ли теперь современной «советской» молодёжи, куда разворачивается вектор Истории?

Re: Cовременной «советской» молодёжи. II

""Понятно ли теперь современной «советской» молодёжи, куда разворачивается вектор Истории?""
С Ильиным под подушкой и не в такое "Зазеркалье" можно угодить.
" Но мы то здесь.Мы здесь!"

Re: Cовременной «советской» молодёжи. II

Действительно, мне пришлось бы «стушеваться», если бы Вы указали, где Ильин хотя бы упоминает о перечисленных мной событиях?..

Однако же, сочувствую адептам лево-либеральной «Сути времени», что имеют пробелы в своём образовании, несмотря на многолетнее обучение в кургиняновской «Школе высших смыслов» — как показывает общественный дискурс, продолжающие исповедовать коммунистическую доктрину «ничего не забыли и ничего не поняли» (Ш. Талейран). Ибо вот, например, отрывок из статьи в газете «Вечерняя Москва» (1930 г.) известного МАРКСИСТСКОГО критика тех времён В. Блюма:

«Пора убрать исторический мусор с площадей. В этой области у нас накопилось немало курьёзов. Ещё в прошлом году в Киеве стоял (а может быть, скорее всего и по сей день стоит) чугунный "святой" князь Владимир. В Москве напротив Мавзолея Ленина и не думают убираться восвояси "гражданин Минин и князь Пожарский" — представители боярско-торгового союза, заключённого 318 лет тому назад на предмет удушенъя крестьянской войны [?!]. Скажут: мелочь, пустяки, ничему не мешают эти куклы, однако почему-то всякая революция при всём том, что у неё были дела поважнее, всегда начинается с разрушения памятников [!]. Это вопрос революционной символики, и её надо строить планово, рационально. Уцелел ряд монументов, при идеологической одиозности не имеющих никакой художественной ценности или вовсе безобразных — ложно классический мартосовский "Минин-Пожарский", микешинская тумба Екатерина II, немало других истуканов, уцелевших по лицу СССР (если не ошибаюсь, в Новгороде как ни в чём не бывало стоит художественный и политически оскорбительный микешинский же памятник 1000-летию России) — все эти тонны цветного и чёрного металла давно просятся в утильсырье. Если сама площадь "требует" монумента, то почему бы с фальконетовского Петра I не сцарапать надпись "Петру Первому — Екатерина Вторая", и останется безобидно украшающий плац, никому не известный стереотипный "Римский Всадник" и т.д. Улицы, площади — не музеи, они должны быть всецело нашими».

Нетрудно видеть, что Блюм по существу покушается на имеющее НАЦИОНАЛЬНОЕ значение наследие Пушкина — монументы и реалии, недостойные, по мнению марксиста, существовать в НОВУЮ ЭРУ, — это герои пушкинского мира. Владимир Святой — Владимир Красное Солнышко в русском эпосе, — персонаж из «Руслана и Людмилы»; действие «Бориса Годунова» разворачивается на фоне имён Минина и Пожарского, и НЕ МАРКСА, но именно Пушкина мысль о том, что «имена Минина и Ломоносова вдвоём перевесят, может быть, все наши старинные родословные»; «микешинская тумба» Екатерина II — действующее лицо «Капитанской дочки»; ну, а о «Медном Всаднике» и говорить нечего... Покушаясь на РУССКУЮ историю, марксистский пигмей тридцатых годов покушался на Пушкина так, как ещё никто не покушался на нашего национального гения.

Re: Cовременной «советской» молодёжи. II

Но... грянул 1937-ой — столетие со дня смерти Пушкина, ставшее и государственным, и общенародным праздником, и мечты Блюма развеялись. Так как в 1937 году множество городов и посёлков получили имя поэта, по всему Советскому Союзу возникло множество улиц, домов культуры, парков имени Пушкина. Было издано Полное академическое собрание его сочинений, со страниц советской прессы ЦЕЛЫЙ ГОД не сходило его имя, дети в школах наизусть учили его стихи, повсюду целый год проходили вечера памяти поэта.

С ужасом наблюдая, как страна от «пролетарского интернационализма» разворачивается к «РУССКОМУ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОМУ ШОВИНИЗМУ», идеолог борьбы с историческим наследием России В. Блюм пишет письмо Сталину. Вот короткая, но репрезентативная выписка из него:

«Москва. 31.1.39 год. Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович! Люди нашего с Вами поколения воспитались в обстановке борьбы за интернациональные идеи — и мы не можем питать вражды к расе, к народам: мы всегда будем считать "своими" Мицкевича, Гейне, немецкого рабочего [...] бить врага фашиста мы будем отнюдь не его оружием (расизмом), а оружием гораздо лучшим — интернациональным социализмом. [...] Всесоюзный Комитет по делам искусств берёт ставку на всякий "антипольский" и "антигерманский" материал [...] несмотря на то, что мы видели антигерманский характер нашей белогвардейской контрреволюции».

Сталин не ответил «члену партии с июля 1917 года», но «товарищ по партии» Блюм был вызван на беседу в ведомство Жданова, где ему настоятельно рекомендовали «заслуженный отдых» от идеологически заданной обязанности «пукать в вечность» (Ф. Раневская).

Re: Cовременной «советской» молодёжи. II

Я заценил Ваш комплекс "вечно битого,вечно огрызающегося и вечно материально недооценённого".И хотя под "спящим с Ильиным под подушкой" подразумевался ВВП и иже,как то: экуменист Кирилл,барин МихАлков.... и, вечно болтающаяся между небом и нужником наживы, новый минобр - я только приветствую Ваше стремление на трезвую голову к шевелению плавниками ради доступа кислорода, и не вижу ничего предосудительного в единении духовности ,эстетики и настырной любознательности(научное познание) ради развития. Однако ж,ознакомление с углубленным "Блюмовединеем",подтолкноло на мысль,что "МЫ Здесь!",означает ничто иное,как : "На то и СВ в медийном пространстве ,чтобы различные "вершиниги не псакали"".

куда разворачивается вектор Истории?

и куда же?

Re: куда разворачивается вектор Истории?

Если очень кратко, то к Византии, как со-работничеству Светской власти (imperium), Духовной власти (Церкви) и общества. Сознательно НЕ объективирую этот процесс, говоря о "совместных УСИЛИЯХ Государства и Церкви". Увенчаются ли эти "усилия" успехом - Бог весть...

""Как избежать, чтобы человек стал предметом обмена, чтобы очистился от накопленной тысячелетиями слизи?""
КМК,данную проблему стоило бы рассматривать не через призму "Происхождения..", а через призму ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ семьи,частной собственности и государства, и преломляя всё это через призму предназначения ЧЕЛОВЕКА на этой грешной земле,вокруг которого должно крутиться ВСЁ жизнеустройство. Определившись с предназначением,т.е,- найдя консенсус в обществе по этому вопросу - очистимся и от слизи.

через призму ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

и не только семьи, как все-таки института, призванного служить Человеку, а через Предназначение самого Человека

  • 1
?

Log in

No account? Create an account