Previous Entry Share Next Entry
Музыкальная страница от 14 мая
фото с фото
teterevv

Сегодняшняя музыкальная пауза будет полностью посвящена единственному произведению - опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Причиной тому является то, что на этой неделе мы с женой и дочкой послушали ее в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на Большой Дмитровке.

Это первая и единственная опера данного композитора. До этого Жак Оффенбах был известен как автор оперетт, хотя в начале своего творческого и очень сложного, но яркого пути хотел сочинять именно серьезную музыку. Его опыт написания оперетт, кстати, чувствуется при прослушивании. В динамике музыкальных переходов и монолитности всех сцен. В красочности и динамизме сценического действия. В практически полном отсутствии разговорных частей и «ровности» партий. Кстати из-за этой ровности при общем высоком уровне мелодичности всего произведения, опера может показаться менее яркой, чем какие-то другие произведения. Но стоит только разделить на партии то, оказывается, Оффенбах создал сильнейшую оперу.

Знаменитую баркаролу из начала второго акта - дуэт «Belle nuit, ô nuit damour» - в оркестровой интерпретации слышали наверняка все. Я предлагаю его прослушать в концертном варианте Анны Нетребко и Элины Гаранчи.



Это было чуть ли не единственное светлое произведения в этой мистической и вместе с тем драматической опере. Ну, разве что еще можно сюда же добавить не менее знаменитую арию Олимпии из уже первого акта - «Les Oiseaux Dans La Charmille». В современных постановках она и красочна и театральна, но мне больше нравится старые варианты. Там нет кукол, клоунов и людей на ходулях, зато много музыки и оперы. Как, например, в постановке 1955 года и исполнении американки Роберты Питерс, обладательницы прекрасного колоратурного сопрано.



Тем же, кто хочет красочности, советую набрать в поисковике название арии и имя еще одной, ну уже современной примы, Натали Дессе.

Я очень долго искал дует из второго акта и третьей сказки, где поэт Гофман и его возлюбленная Антония поют любовный романс. Но нашел только длинный кусок, который этим романсом заканчивается. Его я выложу ниже. Однако во время поиска натолкнулся на сцену, которую первоначально не хотел включать сегодня. Не сказать что она слабее остальных. Я не очень хотел вообще озвучивать тут вторую сказу, о любви Гофмана к куртизанке Джульетте. Но исполнение Пласидо Доминго и гречанки Агнес Бальтсы заставили меня изменить мое решение. Дуэт Джульетты и Гофмана:



И вот обещанный дуэт поэта Гофмана и певицы Антонии. Кто поет - я не знаю.



Во втором акте и в этой третьей истории есть еще один уникальный фрагмент, трио поэта Гофмана, врача Миракля и Креспеля, отца Антонии. Три мужских голоса: тенор, баритон и бас (хотя иногда поется опять же баритоном) меня впечатлили. Но найти я его в Интернете не смог.

Завершу я тем же, чем и заканчивается опера - арией существа, которое все время до этого выступало в облике Никлауса, друга Гофмана, а на самом деле была его Музой, которая ограждает уснувшего поэта от очередной трагической любви. Поет австрийское меццо-сопрано Микаела Селинджер:



Хотел было тут рассказать и о мистицизме оперы, который часто называют сказочностью, но передумал. Лучше один раз услышать и увидеть самому, чем прочитать длинный и нудный мой текст об этом произведении.

Единственное, что я себе позволю, так это в качестве иллюстрации взять картину Михаила Врубеля «Демон в саду», намекая на присутствие в опере темы дьявола.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Доброго дня! Как думаешь, куда можно съездить отдохнуть?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account