Previous Entry Share Next Entry
Идолы
фото с фото
teterevv

Христос Воскресе!

«
Поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25,8)
Где в мире вещей есть место этому ожиданию победы Жизни над смертью? Свт. Иоанн Златоуст писал, что вещи - это те якоря, которые прикрепляют душу к земле при ее стремлении к Небесному. Но это если есть стремление к Высшему. А когда душа «стремится» к земле, к вещам?

1 мая мы были приглашены на шашлык родственниками и друзьями в поселок сосем недалеко от Москвы. Закончив всякого рода дела, пришедшиеся на Пасхальный день, мы сели в такси и поехали. По этой дороге я проезжал много раз. Но или из-за того что сам обычно был за рулем, или потому что не ездил в раннюю весеннюю пору, когда снег сошел, а листвы еще немного, раньше не обращал внимания на небольшой лесок отделяющий поселок от МКАДа. Да я бы и сейчас ничего не заметил, так как был занят разговором с детьми, если бы не жена, которая, указывая рукой на обочину, спросила - что это?

Это было настоящее «кладбище» животных, домашних любимцев. Множество стилизованных под могилы мест. Оборудованные оградками и даже местами чем-то напоминающим памятники. Цветы, оградки… Я решил было отмолчаться, так как моя жена сама заядлая собачница - трех детей ей мало. Тем более Пасха, весна, солнце...

Но она и сама стала возмущаться увиденным. И правда, в этом есть что-то очень неприятное, когда через такие «мемориалы» уравнивается Человек и животное. При всей любви к братьям нашим меньшим, нельзя же забывать, что они всего лишь животные. Переживать смерть их естественно, но все же до определенной степени экзальтации. А тут несколько сотен метров какой-то нелепости.

Люди оформляют могилы людей потому, что верят осознанно или нет в то, что ушедшие от нас не умерли до конца. По-крайней мере это лежало в основе традиции подобного оформления. Могила в этом случае выступает своего рода порталом для связи с ними. Не буквальной, конечно, а символической. Тут можно углубиться и разобраться с этой ритуальностью в разных традициях: в язычестве, в христианстве, у светских людей. Но везде есть четкое отличие жизни, природы и Предназначения Человека и всего остального. И соответственно не может ни быть различия в отношении к смерти Человека и животного. Забвение этого различия и приводит к появлению подобного рода «кладбищ».

Примерно это, но в более краткой форме я ответил жене. А потом вдруг само собой сорвалась следующая фраза: «Скоро будут устраивать кладбища и ставить памятники «любимым» вещам». И тут же мне вспомнилась недавняя статьи, которую я отложил до времени окончания Страстной недели. А вчера я прочитал еще одну. И вот я ими хочу проиллюстрировать серьезность моего курьезного предположения об увековечивании памяти вещей.

Первая показалась мне просто забавной. «Британец Хью Осборн опубликовал в своем Twitter историю о том, как из упавшей на дорогу пачки печенья Digestives сделали мемориал. «Место памяти» представляло собой нарциссы, свечу и записку, которые кто-то возложил около «погибшего» печенья…».

Тогда я посмеялся и только. Но теперь я вижу, что это такое же осмеяние ритуалов взаимоотношения живых и мертвых людей. Такая же пародия, как и «кладбище» домашних животных возле МКАДа.

Вторая не касается этой метафизической сферы, но укрепляет мои опасения.
«Журнал Time опубликовал список величайших гаджетов всех времён».

Этот список не является памятником человеческой мысли и его возможностям. Он даже не о прогрессе, который сам по себе, в моем представлении, значит не больше, чем эта пачка печения. Уверовавший в силу прогресса  Модерн в результате привел к смерти Человека, похороненного под этим валом сотворенных им вещей. Прогресс без Развития Человека - это такой же идол. Но этот список, повторюсь, «памятник» даже не ему. А самим вещам. Если бы было иначе, то он стал бы абсурден. Сегодня одни гад-же-ты популярны и «любимы», а через двадцать лет о них никто и не вспомнит. Ибо - прогресс!

Я начал текс с цитаты из Пророка Исайи. Где в мире вещей есть место этому ожиданию победы Жизни над смертью? Свт. Иоанн Златоуст писал, что вещи - это те якоря, которые прикрепляют душу к земле при ее стремлении к Небесному. Но это если есть стремление к Высшему. А когда душа «стремится» к земле, к вещам? Тогда они тот спуд, который рано или поздно раздавит Человека и похоронит его под собой. И будет такой огромный памятник «человеку», начавшему служит вещам.

Кстати, этот раздавленный вещами «человек» уже загодя примеряет к себе такой памятник. Мемориал погибшему печенью - это конечно стеб. Но ведь есть настоящие памятники вещам! Наберите в поисковике соответствующий запрос и «насладитесь» их разнообразием и пошлостью.

Вещизм… Тут лучше говорить об идолопоклонстве. А это мерзость перед Богом и предательство понятия Человек.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Не соглашусь с приравниванием животных к вещам. Жизнь есть жизнь. Животное "animal" от латинского "anima" - душа. Человек - тоже животное. Никто не способен даровать жизнь, кроме Всевышнего, человек не способен наделять вещи жизнью. Так что не надо приравнивать животных к вещам. Они в божьей власти, не в человеческой. Как относиться к кладбищам животных - дело каждого. Но я и человеку не пожелаю смертных мук животины. Несмотря на то, что человек выше природы. То, что испытывает животное, испытывает и человек. В этом между ними нет разницы. А то, что у животного душа все равно умирает - тем хуже. Братьев меньших еще жальче, особенно если они умерли в страшных муках, и для них нет будущего, потому что они не люди, они ушли в вечность в Аду?

Edited at 2016-05-06 08:33 am (UTC)

На эти мысли меня натолкнуло философски роман Даниила Андреева "Роза Мира" про параллельные миры, в которой самое Дно Ада вообще лишено времени, и потому из него нет выхода. Но погибшие души там есть. Есть и страдания, которые в отсутстви времени являются вечными. Вот и спрашивается: животных-то за что?

Edited at 2016-05-06 10:24 am (UTC)

Кстати, животные мучаются опять же из-за человека. Потому что человек из-за грехов своих не хочет или не может навести порядок в мире. Об этом и в, емнип, Откровении есть (где про животных, которые друг друга не едят и не боятся).


Edited at 2016-05-06 10:22 am (UTC)

То есть, памятники домашним животным - это нормально? И так и должно быть?

Памятники животным ставятся довольно давно, и в СССР тоже. Памятники лабораторным и не только животным за пользу человечеству, памятники спасателям, памятники за верность. Каждый конкретный памятник животному, известному только конкретной семье, думаю, стоит расценивать исходя из того, как семья относилась к животному при жизни: как к вещи, или как к живой душе.

А в этой фразе:
===заядлая собачница - трех детей ей мало===
есть свои опасности.

Как всегда, Вам удалось четко выразить то, что я лишь тщился)

Что до описанного Вами, и не только - человек настолько морально разложился, что сам стал всего лишь животным(с)

Это не оправдание, но возможное объяснение

  • 1
?

Log in

No account? Create an account