Previous Entry Share Next Entry
Архиепископ Лука, профессор и хирург Войно-Ясенецкий (1)
фото с фото
teterevv


В его судьбе сходится многое. Главное, в ней неразрывность служения Богу и Отечеству, науке и вере. Кроме того, судьба святителя Луки очень прочно пересекается с событиями, обсуждаемыми нами в Истории РПЦ в ХХ веке. Поэтому сделаем остановку и познакомимся с этим выдающимся человеком.

Сегодня Церковь чтит память святого исповедника, судьба которого очень показательна. И в свете нашего рассказа о судьбе РПЦ в первой половине ХХ века. И с точки зрения ложных представлений о вере и Церкви, как ополота реакционности и антинаучности, которой придерживаются некоторые мои товарищи по коммунистическому мировоззрению. Для меня же главным в судьбе Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) является то, что нитью, опорой и источником для Жизни является Служение Богу и Отечеству.

Я позволю себе познакомить вас с биографией этого видного ученого, хирурга, подвижника благочестия и церковного деятеля.

Родился Валентин Феликсович (мирского имя) 27 апреля (9 мая) 1877 года в городе Керчь. Тем более в дни празднования возвращения Крыма в Россию поговорить о святом, вся жизнь которого, так или иначе, связана с этой многострадальной части Отчизны.

Его отец был фармацевт. Кроме того, он был ревностный католик, но своих убеждений детям не навязывал, предоставив им самим выбирать свой религиозный путь. Выбор православия состоялся в результате влияния матери, которая определяла внутреннюю жизнь в семье. Она активно занималась боготворительностью и делами милосердия.

Валентин был четвертым из пятерых детей. Род Войно-Ясенецких был знатен, но беден. С аптекой дела не заладились, и в 1889 году вся семья переехала в Киев. Там будущий великий хирург чуть было не пошел в Академию художеств. Но посчитав медицину более полезным для общества поприщем, попытался поступить на медицинский факультет. Не прошел. От предложения погрузиться в естественнонаучные дисциплины отказался и перешел на юридический.

Через год все бросил и снова вернулся к живописи. Занимался городскими зарисовками и тогда столкнулся с нищенской жизнью простого люда. Это его вернуло обратно, к желанию приносить пользу людям и обществу, став врачом.

В 1898 году он поступил на медицинский факультет и стал одним из лучших студентов, старостой группы. Художественные навыки ему очень помогали в такой сложной дисциплине, как анатомия. По выпуску он удивил многих, отказавшись от научной карьеры и выбрав нелегкой ношу земского врача. Но ведь для этого он и поступил в медики, чтобы стать, как писал сам Валентин Феликсович «мужицким врачом».

Работал в Киевском госпитале Красного Креста и вместе с ним в 1904 года оказался на войне. Там он заведовал отделением хирургии и получил огромную практику операций на костях. И там же он столкнулся с проблемой гнойной хирургии. Вернее, с тем, что такое понятие в медицине тогда просто отсутствовало. Как и понятий обезболивания и анестезиологии.

Там же, на войне, Валентин венчался с Анной Ланской, сестрой милосердия, руки которой добивались многие его коллеги, а пациенты называли «святой сестрой». Венчание, кстати, проходило в храме, называемом в народе «Церковью декабристов», так как именно в ней венчались декабрист Анненков и девица Гебль. Эта женитьба ввела в жизнь Войно-Ясенецкого не только любящую женщину, но и верную помощницу на медицинском поприще.

По случаю вскоре Валентин стал уездным врачом г. Ардатова, под Симбирском. Там он работал как каторжный по 16 часов в сутки. Именно в Ардатове его посетили первые мысли о необходимости совершенствования в русской медицине приемов и средств местной анестезии. Но бардак и нехватка врачей в уездной больнице не оставляли времени ни на что. И в 1905 году семья Войно-Ясенецких переехала в сельскую больницу в Курской области. Она была еще не достроена, и прием шел на дому.

Приехав, Валентин Феликсовчи подключился к борьбе в этих краях с эпидемией тифа, кори и оспы. Сразу же завоевал народную любовь и высочайший авторитет в своей и соседней губерниях. За его нелицемерно отношение к пациентам - он не делал различия между ними по достатку и социальному положения - его объявили «революционером» и вскоре уволили. А к этому времени в семье Войно-Ясенецких было уже два ребенка.

Осенью 1908 года он поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике и занялся докторской диссертацией по вопросам регионарной анестезии. По существу, с России он был первооткрывателем в этой области. Он проделал каторжный научный труд. В том числе, для изучения необходимой иностранный литературы он выучил французский язык.

Семья бедствовала. Перевезти ее в Москву возможности не было, и Валентин Феликсович оказывается главврачом сельской больницы в Саратовской губернии. Но и там, несмотря на отсутствие необходимых материальных условий, он продолжил свои научные изыскания. Он вернулся к вопросам гнойной хирургии и продолжил разработку методик анестезии. Писал и публиковал результаты своей научной работы в журналах. Его усилиями была открыта уездная библиотека для молодых врачей.

В 1910 году он переводится поближе к Москве, в научных библиотеках которой оно проводит все отпуска. В его семье уже четверо детей. К 1915 году он издает книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. В 1916 году Валентин Феликсович защитил эту работу как диссертацию и получил степень доктора медицины. А семья продолжала бедствовать. Тогда же он начинает важней свой труд, результаты которого спасли жизни многим российским и советским солдатам - «Очерки гнойной хирургии».

Рассказа достаточно про путь будущего Архиепископа в науке и медицине, из которого уже становится понятной его судьба на этом поприще, я бы хотел перейти к церковному пути этого человека.

Продолжение в понедельник.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Читал его книгу "Душа, дух, тело".

Он там сетует, что супруга его почти не посещает церковь и страдает "грехом ревности" (не готов ручаться, что цитата буквальная, но очень близко); хотя надо отдать должное, ни намека там нет на какие-то претензии к супруге - полное по отношению к ней смирение и благодать "нищего духом".
Книжка хорошая, особенно интересно он пишет, как приходилось ему ехать за тридевять земель по сибирской снежной глуши чтобы сделать "на коленке" сложнейшую операцию обычной крестьянке с гнойным гинекологическим заболеванием.
И еще интересны рассуждения собственно о предмете - ДушЕ, Духе, связи их с телом.
Делать в лесу операции, которые в России никто, пожалуй, больше не делал - это очень сильно, тут действительно силу Духа надо иметь особую

Edited at 2016-03-18 07:29 am (UTC)

силу Духа надо иметь особую

потрясающая судьба, потрясающий человек

Спасибо! Потрясающая личность и героическая судьба. Ждем продолжения.

Читал его автобиографию. Ярчайший образчик противоречия между рассудком и верой.

Ярчайший образчик

демонстриурете Вы. Чего? Судите сами. Вы пишите о основателе направления полевой хирургии, видном ученом и только потому, что по Вашему он при этом не имел права верить в Бога отказываете ему в рассудительности? Академик Павлов так например не считал. Академик Ухтомский не на Вашей стороне. Видимо и у них выявленные Вами "противоречия"?
Но главное, в том, что читая и его биографию и книги видишь колоссальную человеческую цельность.

Re: Ярчайший образчик

Только вера могла усмотреть в моем утверждении, что Войно-Ясенецкий "не имел права верить в Бога", что я якобы отказываю ему в рассудительности. Будь так, немыслимо было бы говорить о противоречии.

Только вера

а причем тут вера? Вы противопоставили два начала друг другу. с точки зрения религиозного начала у свт Луки конфликта с рассудком быть не могло. у Вас тоже. Остается конфликт в другу сторону: рассудок отвергающий религиозность. Это не вера, а формальная логика Вашего утверждения. Я допускаю что Вы имели в виду нечто иное, но что именно понять трудно.

Edited at 2016-03-18 11:42 am (UTC)

Re: Только вера

Только вера может увидеть в постулировании наличия рассудка постулирование его отсутствия, тем самым вступая в противоречие с рассудком, что Вы наглядно показали предыдущим ответом. Налицо конфликт между верой и рассудком. Если бы Войно-Ясенецкий был воплощенной, объективированной верой, тогда у него был бы конфликт с рассудком, но он, слава богу, всё-таки был человеком.

Что касается неких начал, религиозного и пр., то я не только не противопоставлял эти категории, я их даже не вводил в оборот. Приписывая мне подобное, Вы вновь обнаруживаете в себе голос веры. Хватит издеваться над рассудком, возьмите пример с богословов, которые были способны усилием воли подчинять веру рассудку. Воля - великий дар, которым Господь наделил человека. В добрый путь!

Edited at 2016-03-18 02:28 pm (UTC)

Налицо конфликт

да бросьте Вы! Сколько слов а смысл в чем? Вы имели в виду не то что я понял? Так скажите что Вы имели в виду. К чему разводить эту словоблудие? Или для Вас форма важней содержания? Тогда я не понимаю как Вы оценили содержания моего текста и уж тем более судьбы Свт Луки.
Остальное - комментировать нет смысла. ВЫ так увлеклись рассуждениями о рассудке что потеряли нить разговора и здравый смысл.
В принципе Ваш ответ подходит по троллинг. В принципе я на такое никогда не отвечаю. И на следующее такое "чудо "рассудительности" отвечать не стану. Дабы не вводить в Вас искушения заблудиться еще более.

Re: Налицо конфликт

Смысл в том, что вера противоречит рассудку, о чем я прямо сказал в своем отклике на заметку. Образчиками этого противоречия являются Войно-Ясенецкий и наши разногласия, что забавно. Поскольку Вы верите, а я рассуждаю, постольку мы противоречим друг другу. Обычное дело, в общем-то.

то что именно на это голословное утверждение я и ответил, указав на необоснованность такого рода фантазий. В ответ же получил длинную серию пустых ответов. Честь имею.

интересно, спасибо, только вот здесь "Осенью 1098" что-то не то с датой. наверное 1908 года.

что-то не то с датой

Ага. СпасиБо! Исправил

  • 1
?

Log in

No account? Create an account