Previous Entry Share Next Entry
История РПЦ. Обновленчество (1)
фото с фото
teterevv

Я человек религиозный и для меня мистическая жизнь - это именно жизнь, а не игра в нее. Рассказывая об истории РПЦ, я, конечно же, вижу соучастие своей церкви в мистической Жизни Церкви как Тела Христова. Той самой Церкви, о которой Спаситель сказал апостолу Петру:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф., 16:18)

Эти слова предполагают попытки ада (врага) восстать на Церковь. Иначе, о каком одолении идет речь, тем более тогда, когда Церковь еще только создавалась Христом?
В молитвенных текстах Церковь часто сравнивают с неким утесом, бастионом и т.д., о который разбиваются мирские волны. Она стоит на твердом камне Истины, который есть Христос и ничего одолеть ее не может. Но тем не менее враг не оставляет попыток ее поколебать, потому что он враг.

В том, что произошло с моей Церковью после революции, я не могу не видеть эпизода описанных выше нападок врага. Давайте оставим в стороне (пока, уже или еще, - не столь важно) большевиков, вернее, желание позиционировать их как слуг врага. После всего написанного выше в рамках этой серии текстов, мне кажется, мы можем это сделать. Тем более что все действия врага к одним большевикам даже при всем желании сторонников таких трактовок свести ну никак нельзя.

В последних текстах, посвященных позиции РПЦ во время Гражданской войны, я анонсировал тему обновленческого раскола. Еще одной беды, обрушившейся на нас в эти сложные годы. Беды вызревшей внутри самой церкви.

Кстати,  это не первое разделение тела Церкви в эти годы, о которых мы говорим. В постах о Гражданской войне я уже затрагивал вопрос появления «окраин», субъекта политически и административно независимого от условного «Центра» (Патриарх и Синод). Из него впоследствии и образовался главный обвинитель РПЦ МП (Московского Патриархата) в ереси - РПЦЗ (за границей).

В разговоре про обновленчество, мы уже в третий раз встретимся с митрополитом Сергием (Старогородским) именем которого и маркируется увиденное зарубежниками и введенное ими в обиход «отступление от истины» - «сергианство». А вся эта серия текстов родилась как раз в ответ на вопрос - что же это такое. То есть мы подходим к существу дела.

Первый раз мы встречаем имя Сергия, тогда еще архиепископа, накануне 1905 года:

«уже накануне первой русской революции в рамках Русской православной церкви формируется либерально-реформаторское движение, руководящее ядро которого составляли молодое духовенство крупных городов и прогрессивно настроенная профессура духовных учебных заведений».

«Кстати, в число этой группы входили и будущие иерархи РПЦ МП. В том числе ставший впоследствии Патриархом архиепископ Сергий (Старогородский), и один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский)».

Мы видим, что тема преобразования церкви как общественного института родилась далеко не в 1922 году.

Второй раз мы встречаемся с Сергием Старогородским, как архипастырем РПЦ, который во многом уберег ее от потрясений, гораздо больших чем и так произошли после Февральской революции. И, кроме того, именно он стал одним из самых деятельных архипастырей, который сделал все возможное для созыва Собора 1917-18 гг. На соборе же он и стал митрополитом. Кстати, уже митрополит Сергий был и среди выдвинутых кандидатов на патриаршество, набравших более 2 голосов (всего таких было десять человек). Его поддержало 5 участников Собора.

Снова мы видим, что Сергий Старогородский проявляется себя как человек неравнодушный к судьбе Церкви и Отечества. Но, кроме того, мы видим его еще и как очень деятельного иерарха. Деятельного и уважаемого.

Я все это пишу, пытаясь понять, как митрополит Сергий в 1922 году оказался в стане обновленцев. Для себя я нашел такой ответ. РПЦ явно не успевала за общественными и политическими изменениями в России. Собор, собранный, в том числе для того, чтобы развернуть институт церкви к пастве, то есть народу, явно опоздал. Все его действительно важные и благие решения не были реализованы по причине революции, Гражданской войны и изменения места церкви в новом строящемся обществе. Именно в качестве еще одной попытки повернуться к пастве (народу) я вижу этот феномен попадания к обновленцам многих искренних и неравнодушных к судьбе церкви ее служителей.

Теперь можно описать и сами события связанные с этим явлением. (Далее цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина).


В самый разгар судебных процессов, последовавших после столкновения РПЦ и Советского государства на почве экспроприации церковных ценностей «появился так называемый «Меморандум трех». Маститые иерархи - митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) - признали обновленческое Высшее Церковное Управление «единственной канонической церковной властью».

Это было очень тяжелым ударом по телу Церкви. Патриарх в этом время находился под судом, а впоследствии под арестом в Донском монастыре. И тут обновленцы! Что же это за «зверь» такой? У этого явления длинная предыстория. Началось все, как писалось выше, еще в конец предыдущего событиям столетия.


(Продолжение в следующем посте).



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
***В том, что произошло с моей Церковью после революции
Почему только с «моей»? А на западе? В СССР воинствующие атеисты всеми силами пытались уничтожить веру в Бога. На западе веру в Бога никто не уничтожал, христиане сами ее уничтожили
Так где страшнее?
И если сейчас каким то чудом в постатеистическом обществе большинство людей называет себя верующими – не самое ли время посмотреть, что же случилось с верующими на западе, в чем причины потери веры, чтобы и у нас дальше не случилось того же

с моей Церковью

с моей не в смысле что она принадлежит мне. А то что я принадлежу ей. Она шире конечно чем я, мой приход, РПЦ МП. Тут вступает в силу еще одна коннотация - ответственность за то о чем ты пишешь "моя"
Насчет уничтожения веры...я не понял. Если Бог есть то веру в Него уничтожить невозможно, так как Вера -Дар с Его стороны нам. Если Его нет ( а я-то знаю что Он есть) то вообще об чем речь?
Что касается Запада и его веры...советую почитать апологетическую публицистику А.С. Хомякова...

Edited at 2016-02-10 12:29 pm (UTC)

Re: с моей Церковью

***с моей не в смысле что она принадлежит мне. А то что я принадлежу ей.
Я так и поняла, РПЦ МП

***Насчет уничтожения веры...я не понял. Если Бог есть то веру в него уничтожить невозможно, так как Вера -Дар с Его стороны нам.

Веру в Бога может уничтожить и невозможно, а вот конкретную религию – возможно вполне. Почитаешь опусы фундаменталистов, так кажется они просто ставят перед собой целью уничтожение христианства
***Что касается Запада и его веры...
Я не вижу тут особой разницы – православие, католицизм, протестантизм – это равно допустимые варианты одной религии - христианства

***советую почитать апологетическую публицистику А.С. Хомякова...
Мне известно мнение Хомякова, но не только его, например мнение Соловьева мне тоже известно.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account