Previous Entry Share Next Entry
Святой и Великий Собор Православной Церкви
фото с фото
teterevv
Вчера уже ночью увидел новость о том, что «Турции отказано в проведении Великого православного собора».

В ней меня заинтересовало не то, что РПЦ, видимо, настояла на переносе Собора из Турции на Крит. Сам перенос вещь вполне объяснимая.

Да, хотелось бы соблюсти символизм и провести новый Великий Собор (Вселенский сегодня невозможен из-за деления Церкви на Восточную и Римскую) в Царьграде, он же Константинополь, он же ныне Стамбул. Более того, первоначально предполагалось его открыть в церкви Св. Ирины, где в 381 году проходил Второй Вселенский Собор, подтвердивший никейский Символ веры. Это было бы, конечно, здорово, но…

Является ли Турция сегодня той страной, где Православие должно восстановить традицию Великих (Вселенских) Соборов спустя 1200 лет? Да и в церкви Св. Ирины сегодня размещается библиотека. Да и каково будет русскому православию присутствовать там, после всего сказанного как Россией в адрес Турции, так и в обратную сторону? Зачем нам нужно, чтобы на Великом соборе нашу делегацию сопровождали политические провокации?

Теперь о самом Святом великом Соборе. Подготовка к нему началась еще в 1976 году на Первой предсоборной конференции в Женеве. Некоторые критики утверждают, что это было своего рода ответом на Второй Ватиканский собор (1962-1965). Но это не так.

Еще в 1923 году в Константинополе состоялся Всеправославный конгресс. Но, к сожалению, на нем были представлены далеко не все поместные православные церкви. Тогда в 1930 году на Афоне собралась Всеправославный комитет, после которого и должен был состояться уже полноценный Святой и Великий Собор. Но разразилась Вторая мировая война, планы так и остались планами.

И только в 1961 году на первой Всеправославной конференции на Родосе была достигнута договоренность провести Великий Священный конгресс. Были озвучены темы, которые будут вынесены на будущий Собор.

Уже в 1968 году на IV Всеправославной конференции в Женеве были намечены конкретные шаги, направленные на проведение Святого и Великого собора. Из всех тем, предложенных на Собор в 1961 году, было оставлено только шесть тем. По ним автокефальные Церкви должны были сформировать свою позицию.

Продолжение работа получила только в 1974 году в Шамбези на первом заседании Межправославной Подготовительной комиссии. Там были обсуждены позиции Церквей по обозначенным ранее вопросам. После обсуждения и коррекции они были опубликованы под заголовком «На пути к Святому и Великому Собору».

«С тех пор было проведено множество мероприятий, направленных на то, чтобы все же осуществить этот грандиозный замысел. Всего было проведено четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976, 1982, 1986, 2009) и несколько межправославных подготовительных комиссий, кроме тех, что уже описаны владыкой Каллистом (Шамбези, 1986, 1990, 1993, 1999 и 2009). На десять лет работа подготовительных комиссий была прервана в связи с осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами».

Но в 2008 году в Стамбуле на Совещании глав Православных Поместных Церквей, посвященном созыву Собора, было решено ускорить процесс подготовки к нему.

В 2014 году на Совещании глав поместных Церквей 13 делегатами была создана специальная комиссия. Она работала до Пасхи 2015 года над предсоборными вопросами, повесткой самого Собора. Были определены десять тем:
1)      Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2)    Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3)     Процедура признания статуса церковной автономии.
4)    Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5)     Установление общего календаря праздников.
6)    Правила и препятствия для совершения таинства брака.
7)     Вопрос поста в современном мире.
8)    Связь с другими христианскими конфессиями.
9)    Экуменическое движение.
10) Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.


В дальнейшем темы 2 и 4 были вычеркнуты из списка выносимых на Собор.

И последнее. Как я писал выше, предстоящий Собор не может быть назван Вселенским, по причине раскола Христианской Церкви на Восточную и Римскую. Даже не самого раскола, а не признания Римом самостоятельности и независимости от него Восточных Церквей.

По этой же причине Римом не был признан Вселенским Большой Софийский собор - IV Константинопольский (879-880 гг.) На котором, кстати, было произведено осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры. Сами Восточные Церкви единодушно признают этот Собор фактическим Восьмым Вселенским.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
А вот взгляд профессора Московской Духовной Академии Осипова А.И. на предстоящий Собор - https://www.youtube.com/watch?v=6ryvC0L57u0

вот взгляд профессора Осипова А.И.

Ну да, я сам об этом думал, что нет накаленности для Вселенского Собора. Но с др. стороны христианство снова находится в условиях гонений в по существу языческом мире.
Кроме того информация устарела, вопрос о диптихах с Собора снят.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account