Previous Entry Share Next Entry
О падении нравов
фото с фото
teterevv

В этом выражении - падение нравов - есть ложь. В нем совсем не говорится о том, упали ли эти нравы сами или их кто-то уронил. Что такое нравы? Это обычаи, имеющие нравственное значение для какой-то социальной группы или общества в целом. Может ли сама группа уронить эти нравы? Ведь они выступают  нравственным стержнем, позволяющим этой группе быть. Тут или группа сначала перестает быть, и как следствие - это самое падение. Или их роняют, чтобы развалить и уничтожить саму группу.

Несколько лет назад я пошутил о том, что скоро эротоманы, выбирая куда пойти вечером на стриптиз, будут изучать программки столичных театров. Тогда же я описал свой опыт попытки организовать в Москве культурную жизнь

В минувшие выходные были в Большом на «Риголетто». Билеты купила жена в качестве сюрприза. Мы давно не были на опере и очень давно в Большом. Видимо, нас это и подвело.

Сам я вряд ли бы решился пойти на это произведение. Во-первых, мне не нравится сюжет этой трагедии. В ней за зло наказывается добродетель. Не мой сюжет, хотя музыка Верди сама по себе уже повод пойти.

Во-вторых, мне не нравится сюжет именно тем, что он дает богатую пищу для современных тенденций опошления и опрощения. Если уж они так разделались в «Волшебной флейтой» и «Золотым петушком», то в истории о сладострастном герцоге и его слуге, который вынуждено приносит в жертву похоти господина свою дочь…Сами понимаете, что из этого современные серебряковы могут наваять.

В антракте пили кофе рядом с парой примерно нашего возраста. Жена спрашивала мужа с негодованием - куда ты меня привел? Это же бордель. И действительно, в первом же действии мы получили по полной. Когда я увидел на сцене полуобнаженных девиц, признаюсь, даже расслабился. Я подумал - ну вот, режиссер видимо решил отработать обязательную программу по опошлению сразу, чтобы потом спокойно уже погрузить нас с пространство трагедии. И мы все же в Большом, поэтому девицы полуголые.

Я ошибся. Очень скоро они разделись полностью и устроили на сцене Государственного Академического Большого Театра просто бордель. Некоторые зрители в восторге захлопали в ладоши, но большая часть ахнула от …не знаю чего удивления или возмущения. Я же грустно опустил голову и пережидал, когда это закончится.

Я вспомнил, как впервые столкнулся с этим на стенах московских солидных театров. Это была «Травиата» в Станиславского. Мы сидели рядом с женщиной, которая заядлая театралка и старожил зала именно этого музыкального театра. Я ее запомнил по прошлому нашему посещению, когда мы привели детей на балет. Она тогда с подругой сидели перед нами и что-то там вспоминали из прошлых постановок. Когда на сцене начался стриптиз, она сперва с недоумением посмотрела по сторонам, как бы проверяя, не чудится ли ей это? В родном ли для нее это театре? А потом опустила голову и закрыла лицо программкой. Потом бы «Кармен» в Большом, теперь «Риголетто»…

Правда, есть и одно приобретение в том, что я перестал смотреть на сцену. Мы до этого всегда старались попасть в партер, чтобы лучше слышать голоса. Цены на партер в Большом сами знаете какие. А тут жена, делая сюрприз, не решилась пойти на такие расходы и купила самые высокие места, первый уровень чего-то там под потолком. И оказалась, что там слышимость самая лучшая из того, где мне приходилось слушать оперу на этой сцене.

Кстати о ценах на билеты. На этом представлении партер стоил десять тысяч. Для сравнения - партер Мариинки около трех, а Венской оперы - двести евро. Так что за стоимость партера в Большом можно спокойно прокатиться на «Сапсане» в Ленинград, переночевать в гостинице и сходить на что-то более достойное, чем стриптиз - шоу.

В следующей сцене началась настоящая трагедия. Голоса изумительные. Правда, когда дочь шута, Джигильда зачем-то начала раздеваться, я напрягся. Как опять? Но обошлось. Дальше ночной сорочки дело не дошло, хотя и это выглядело нелепо. Еще более нелепым было то, что она в этой сорочке потом отыграла все остальные сцены. Но все же сорочка, это не неглиже.

Мы стали оправляться от удара ниже пояса в первом действии. Сюжет развивался. Верди вел нас своей музыкой по его ходу. Лиризм уступал место драматизму. И тут снова удар. Герцог вдруг ни с того ни сего раздевается до трусов, ему накидывают халат. Тогда он… демонстративно снимает и трусы, размахивая ими как неким флагом. Вот тут я уже понял, что это так и задумано - не дать зрителю сильно отрываться от «низа». После этого я, признаюсь, уже просто досматривал и дослушивал. Голоса хорошие, музыка Верди, слышимость прекрасная.

Выйдя из театра, я сказал жене, что в следующий раз пойду только на «Сказки Гофмана», хотя и туда уверен что-нибудь из низа да вставят. На следующий день жена заявила, что в Мариинке аккурат на мой день рождения будет «Садко». А что, может поехать? Хочется ведь настоящего искусства, а не скотства.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники



  • 1
Надо сказать, что в Перестройку война с русским культурным кодом началась тоже с театров; а потом уже оттуда в кино все эти "Маленькие Веры" перебрались.

Поэтому всегда стараюсь разделять искусство и культуру. То, что в театрах и кине - это не культура, это искусство. От слова "искус", искушение. А культура - это то, что делает нас людьми. И давно пора уже этих "икусников" ставить к стеночке, как в 37-м. Причём, разумеется, не рядовых паяцев, а тех, кто заказывает музыку.

А разве искусство - не часть культуры? И вы что предлагаете по сути? Уничтожить искусство, ставя его представителей к стенке?

Искусство - вроде бы и часть культуры, но, как показывает практика последних лет, далеко не лучшая. А зачастую и вовсе между ними нет связи - культура отдельно, искусство отдельно. Вот какая сейчас связь между русской культурой простого человека и каким-нибудь Мариинским театром?
Искусство не уничтожить - тот же Бах нас всех переживёт. А вот тлетворное влияние деятелей этого самого искусства изничтожить - самое оно.

Вы путаете две разные проблемы.
Искусство, как таковое и его использование при разлагающемся капитализме.
Это в точности вылить ребенка вместе с грязной водой.
Так можно и новый потоп устроить, основываясь на том, что некоторые люди погрязли в пороке

У меня весь журнал про культуру и искусство, и я ничего не путаю. Вы бы ещё раз перечитали, что я написал. За такие каменты тов. Сталин руки бы вам не подал.

А вы долго общались со Сталиным?)

Если только у могилы постоял пару раз.

Прошли времена, когда "других писателей для вас нет", теперь этой гуманитарной сволочи развелось сверх всякой меры. Поэтому и её прорежение будет только на пользу. К тому же, как многие замечают, творцы быстро начинают заниматься делом, а не ахинеей, когда их приложишь об земельку-матушку кровавым тоталитарным сапогом. Ведь когда-то и Михалков был неплохим режиссёром и актёром... Запрос на оболванивание надо устранять, и начинать надо с кукловодов.

Большинство граждан надежно защищены от непотребства на сцене жестоким лимитом кошельков. Надежней некуда. Билет в Большой - как месячная зарплата. Из доступа к культуре для большинства остается только храм. Это для верующих, и там, где он есть. Но и там тенденция к жестким финансовым ограничениям. Средневековье. Храм и балаган. Середина стирается.

жестоким лимитом кошельков

не совсем так. Мы раньше ходили в Станиславского на Дмитровке, там вполне подъемно но и там началась серебряковщина, Мариинка та вообще очень доступна...

Re: жестоким лимитом кошельков

Я еще под впечатлением от новогодних цен на билеты... По-моему ниже 5000 р. почти нигде не было, или было очень мало где. А в Большом театре так вообще цены по 26-32 т.р. были.

под впечатлением

вот смотрим билеты в Мариинку на Садко от 800 до 3200 руб это и партера до балкона

Нет уверенности, что Садко не выйдет в костюме русалки.
Судя по описаниям этого представления.

Мда. Это просто мрак. Может их надо привлекать за нарушение общественного порядка? В метро вон без штанов появились, так их полиция ищет. Почему до сих пор такие "режиссеры" не сидят?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account