Previous Entry Share Next Entry
С Праздником!
фото с фото
teterevv

Духовное просвещение - это не только, грубо говоря, изучение Закона Божьего. Это, прежде всего, выстраивания своей новой русской или российской идентичности, которая сопряжена с хранением святого наследия восточного христианства и построения на базисе этой святости нового сильного государства, Православной империи.

Богомудрым учением и книжным списанием
потщался еси, святителю Макарие,
люди российския просветити
и святых земли нашея прославити.
Сего ради чуден пронаречеся,
преемниче первопрестольников российских,
моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.




Сегодня наша церковь чтит память свт. Макария митрополита Московского и всея Руси.

Он жил в трудное для Отечества время. Именно свт. Макарий венчал на царство Иоанна IV, вошедшего в историю России, как «грозный».

«В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Мос-ковского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя».

Пересказывать житие этого удивительного подвижника я не стану. Я лишь выделю из него отдельные моменты, которые еще раз показывают -насколько неразрывно были связаны служения Небесному Отечеству и земному. И хотя время было трудное, тревожное и бурное и даже драматическое, наша церковь в лице своих иерархов никогда не опускала рук в трудах по благоукрашению не только соборов и монастырей, но и самой русской земли.

Выше было сказано, что именно оправляющаяся от монгольского ига Русь стала хранительницей и оплотом восточного христианства, православия. Она подхватила эстафету Византии в качестве центра альтернативности Западу, будучи при этом частью одной с ним христианской культуры. И для того чтобы выстоять под напором попыток со стороны прежде всего Запада этот центр альтернативности уничтожить Русь должна была собирать силы и крепнуть.

«В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, из вестный ныне как храм святого Василия Блаженного».

Кстати с блаженным Василием святитель был знаком и отпевал его лично после кончины юродивого. Как был знаком и со многими другими великими святыми, прославленными, в том числе, и его трудами.

«В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого просла-вление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея…были канонизованы первый автокефаль-ный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества - преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевскии и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени…».

Особенно хочется обратить внимание на прославление благоверного князя Александра Невского. Воин, дипломат и геополитик свт. блгв. кн. Александр вызывает особенную неприязнь, если не сказать больше, у современных либералов. Еще бы, его можно назвать первым антизападником! Наша газета посвятила истории Руси и житию этого великого полководца целую серию статей и назвала его «первым общерусский правителем» . Конечно, такой деятель, да еще антизападник, да еще прославленный в лики святых современным русофобам, как кость в горле.Об еще одном удивительном святом подвижнике прп. Савве Сторожевском я уже писал. Прославление их было произведено именно трудами свт. Макария.

В те времена именно вокруг церкви концентрировались люди просвещенные и просто грамотные. И наведение порядка в церковной жизни, наведения там элементарной дисциплины не могло не привести к положительным изменениям всей общественной жизни.

«В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения».

Духовное просвещение - это не только, грубо говоря, изучение Закона Божьего. Это, прежде всего, выстраивания своей новой русской или российской идентичности, которая сопряжена с хранением святого наследия восточного христианства и построения на базисе этой святости нового сильного государства, Православной империи.

«Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1505; пам. 4 дек.). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу».


И пошел еще дальше:

«По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непос-редственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария».

При нем же по существу Русь занялась книгопечатанием:

«Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым».

Это, конечно, очень короткий список дел и начинаний, к которым святитель приложил свою руку. За границами этой выжимки находится тот удивительный факт, что святитель был современником и более того имел общение со многими великими подвижниками благочестия, которые в последствие будут прославлены в лики святых. Он и сам, как было описано выше, приложил к этому руку.

Трудно переоценить значение трудов святителя и для церкви, и для земли русской. Молитвами святых отец наших и их трудами Русь преодолела смутное время и собралась из пепла лихолетий и нашествия иноплеменных уже в романовскую Россию.

Святителю, отче Макарию,
моли Христа Бога о нас и земле Русской!

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

  • 1
Спасибо! За поздравления и интересную информацию.
Вот о Книге степенной, например, как-то раньше не знал.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account