Previous Entry Share Next Entry
История РПЦ. Гражданская война (1).
фото с фото
teterevv
Вчера вернулся из небольшой поездки в Испанию. Полон впечатлений, но под давлением долга начатого разговора об истории Церкви спешу вернуться к нему. А свои впечатления оставлю на потом.

На прошлой неделе я коротко изложил основные вехи судьбы первого после восстановления патриаршества предстоятеля РПЦ - свт. Тихона. Ему выпало встать во главе церкви в один из самых драматических моментов истории России в ХХ веке. Революция и Гражданская война.

Свое понимание революции как исторического события я изложил. Гражданская война. Война граждан. Граждане - это часть населения страны, которые борются за общественное и историческое благо своего Отечества. То есть они принимают ту или иную сторону в противостоянии вторгшейся в Реальность Новизны со стариной.

Сказать, что для Церкви в той самой старине, на защиту которой встали те силы, получившие потом историческое определение «белые», было все хорошо - мы не можем. Да и стариной мы называем по существу обанкротившуюся несколькими месяцами ранее другую новизну. Как мы уже читали, буржуазный класс, придя к власти, начал пытаться реформировать не только социальную, политическую и общественную жизнь в России, но и попытался запустить реформы в церковной жизни. На эти попытки Церковь ответила Собором 1917-1918 гг., о котором коротко я тоже написал ранее.

Об отношении к монархии в обществе тоже был общественный консенсус - ее восстановление не стояло в повестки дня ни одной значимой на тот момент общественной и политической силы. В силу всего сказанного Церкви было очень сложно определиться с тем, какую же из сторон противоборства в начинавшейся Гражданской войне поддержать. Она с самого начала прихода к власти Советов призывала лишь к недопущению именно взаимной распри внутри гражданского общества.

Не изменилась эта позиция и в последующем. Новоизбранный Патриарх старался удержать Церковь над схваткой. Конечно, было бы глупо отрицать, что Советская власть повела себя по отношению к Церкви еще более враждебно и агрессивно, чем либеральное Временное правительство. Но, тем не менее, Церковь в лице своих управляющих органов не поддержала выступивших против Советов белых. Вернее, пыталась остаться именно в таком положении.

Я писал выше, что к началу революционного периода истории России произошли огромные сдвиги в социальной базе внутри паствы. Российская Церковь все больше становилась церковью богатых и все менее просто народной. Собор сделал попытку переломить эту тенденцию, но исторического времени у Церкви провести все намеченные преобразования просто не было. Это с одной стороны.

А с другой стороны, Революция - это явление настолько масштабное, что она затягивает в свой вихрь все общество. Удержать свою паству от участия к этом вихре у Церкви не было возможности. Разбирая Доктрину РПЦ, мы увидели сложность структуры пребывания Церкви в миру. Она не может быть лишена этой исторически обусловленной части своего бытия. Она не может не оказаться вовлеченной в исторические события, по крайней мере, через свою паству.

И получалось, что с одной стороны были силы, настроенные к Церкви агрессивно и враждебно. И они стали центром притяжения для наиболее широкой социальной базы в обществе и соответственно паствы. А с другой стороны силы менее враждебные, но значительно малочисленнее, хотя и привычные для Церкви. Удержаться от хотя бы сопереживания им было крайне трудно.

Что же происходило в жизни Церкви в эти годы? С одной стороны, Церковь не считала для себя возможным поддержать Советы. До окончания Гражданской войны все обращения Патриарха к новой Советской власти носили подчеркнуто отстраненные характер. Они начинались словами типа «людям, находящимся у власти», или «силам, называющим себя властью…». Многие полагали, что историческое время власти Советов будет недолгим и потому Церковь не спешила признать их власть состоявшейся. Ведь признав эту состоятельность, Церковь должна была, и принять новую власть. Мы об этом говорили, разбирая Доктрину РПЦ.

Сказывалась и нескрываемая антицерковность новой власти. Тон обращений был резок. «Святой Патриарх Тихон в первом послании к всероссийской пастве характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия». Еще более резок обличительный тон послания Патриарха от 19 янва­ря (1 февраля) 1918 года. Несмотря на резкие выражения, к которым прибегал Патриарх, в послании нет суждений политического характера, нет оценок нового государственного строя с точки зрения его политической целесообразности; в нем выражены лишь архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх предает анафеме не советский строй, как поняли этот документ многие современники, а также церковные и нецерковные историки, а участников расправ над невинными людьми, никак не определяя при этом их политическую принадлежность».

Уже упомянутый нами Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» лишь обострил взаимоотношения новой власти и Церкви. Хотя тут стоит сказать две вещи.

Во-первых, этот Декрет вводил нормы, которые соответствовали основам большинства светских государств того времени. Единственное что выбивалось из ряда вон - это было лишение права Церкви владения имуществом. Но это, с другой стороны, соответствовало историческому контексту происходящих в Советской России изменений.

Во-вторых, в истории РПЦ это был далеко не первый опыт секуляризационных реформ, проводимых властью по отношению к Церкви.

Ни в коей мере не пытаюсь оправдать действия молодой власти, и ее агрессивную враждебность по отношению к Церкви. Я просто хочу разобраться в истории этих отношениях.

Тут я должен сделать небольшую остановку в своем рассказе. Чтобы дать справку о уже имевших место в истории России имущественных противостояниях Церкви и государства.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
"Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции.

Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями - контрибуций, реквизиций и национализаций, - вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных, потом, под именем "кулаков", стали грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна."

По-моему, классовый характер послания налицо.

подчеркнуто отстраненные характер

Патриарх Тихон стал знаменем церковной контрреволюции, а Вы говорите "старался удержать Церковь над схваткой".


В специальном послании от 11 ноября 1917 г, через шесть дней после избрания патриарха , собор дал оценку Октябрьской социалистической революции, назвав её “бедствием”, и призвал трудящиеся массы к покаянию. Большевики в этом послании назывались “братоубийцами” и “насильниками”.

«...рушится держава российская от этого беснующегося безбожья... Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших» (11 ноября 1917 года)

«лица, вступившие от лица Российского государства в международные отношения, не являются свободно избранными представителями населения и выразителями мысли и воли нации, почему и не могут быть признаны правомочными в деле ведения мирных переговоров» (17 ноября 1917 года)

18 марта 1918 года Тихон писал, что “церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир”

Апогеем этой антисоветской кампании в рассматриваемый период явилось послание патриарха Тихона к верующим от 19 января 1918 года. Послание было наполнено клеветническими нападками на Октябрьскую революцию, проклятиями и угрозами по адресу большевиков.

Оно, как отмечал И. И. Скворцов-Степанов, было «с большой злобой и ненавистью писано. Каждая строчка в нем клокотала яростью. Попытайтесь выбрать из него крепкие выражения, и вы быстро получите хороший букетик: «зверский», «изверги рода человеческого», «грозное слово обличения», «безумцы», «дело сатанинское», «огнь геенский в жизни будущей», «страшное проклятие потомства в жизни настоящей», «анафематствуем вас» и т. д.»

Тихон предал анафеме Советскую власть и в конце воззвания призывал верующих встать «на защиту оскорбляемой и угнетаемой» церкви и, «если нужно будет, и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола…», а духовенство — организовывать паству для этой борьбы. «Немедленно устрояйте духовные союзы, зовите... становиться в ряды духовных борцов»

“Истина христова, провозглашенная патриархом, - писали “Церковные ведомости”, - требует решительной борьбы с революцией вплоть до жертвенного подвига.”


  • 1
?

Log in

No account? Create an account