Previous Entry Share Next Entry
Сказки добрые и злые…(2)
фото с фото
teterevv

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Мне ценно в высказываниях представителей РПЦ призыв разобраться, а не лепить и навешивать идеологические ярлыки. Не создавать из истории страны, своего народа, своей Церкви - злых сказок. Сказок, к которым применимо, как во многом и к обсуждаемому мультфильму о Серафиме только первая часть присказки - «Сказка ложь…».

Продолжаем разговор о сказках добрых и злых, начатый вчера.

Рассказывая  о своем видении непростой и трагической истории РПЦ в ХХ веке, я остановился на чтении «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ» РПЦ как раз подойдя к разделу «Церковь и государство». Когда я начинал свой путь, я предполагал закончить как раз началом Великой Отечественной войны. Мне казалось, что уж с этими годами все более или менее ясно. Церковь и государство встали на путь настоящего соратничества перед лицом зла, пришедшего в Отечество. Но я ошибся.

И в комментариях к постам и то, что я узнал из указанной выше критической статьи о мультфильме, показывает, что часть моих оппонентов колеблются между двумя позициями. Или надо вовсе не замечать этого соратничества и говорить, что война и РПЦ отдельно, сами по себе. Или же даже мягко оправдывать коллаборационистов, решившихся воевать против своего Отечества, потому что в нем правят «безбожники». Мол, если и там  и там зло, то какая разница в том, где они нашли себе место. Для меня эта логика отвратительна. Имеющиеся основания критики СССР в антирелигиозности не приводят к исчезновению понятия Отечество. А когда Отечество в опасности, то нет оправданий тому, что встает на сторону Его врага.

Критика мультфильма мне показала, что он, к сожалению, неявно подводит детей именно к категорически мною отвергаемой логике. Еще раз скажу, я не смотрел мультфильм, но автор критики смотрел и в своем тексте предельно конкретен в обсуждении всех многочисленных ляпов, передергиваний, несуразиц и смысловых вбросов этой «православной сказки».

Исторических неточностей в мультфильме непросто много, а даже зашкаливает. Они во всем. В биографиях героев, в воссоздаваемой обстановке, в историческом контексте.

«Теперь о Рите… В личном деле девочки, которое листает директор, сказано: Нетто Маргарита Марковна, русская, родилась 20 июня 1930 года, г. Шяуляй, Литовская ССР. Дата прибытия в детдом — 17 марта 1929 г. Отец — Нетто Марк Густавович, враг народа, отбывает наказание. Мать — Нетто Ада Валерьевна, умерла от чахотки в 1927 г. Просто удивительная биография! Девочка потеряла маму за три года до своего рождения и попала в детдом за год до него!

Интересен интерьер и антураж детского дома времен Великой Отечественной войны в представлении создателей фильма. …на стенах — портрет того же Ленина в раме, карандашный портрет Маркса и Энгельса, плакат «Болтать — врагу помогать» (Автор — В. Корецкий, 1954 (!) г.). … В столовой — лозунг «У нас порядок такой: поел — убери за собой!» и два плаката: первый — «Спасибо любимому Сталину за счастливое детство!» (В. Говорков, 1936 г.), изображающий вождя в окружении детей, которые ему показывают свои поделки, и второй — с изображением пионера в поварском колпаке с половником в руках и надписью «Не жди, чтоб добрый дядя всё сделал за тебя. Умей с работой ладить, различный труд любя» (1957 (!) г.). В классе — «Карта СССР» (с конфигурацией границ явно не 1941 года и вообще непонятно какого периода), лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться!», портреты Пушкина, Ньютона, Галилея, плакаты «Все умеем делать сами. Помогаем нашей маме!» (Наталья Вигилянская, Федор Качелаев. 1960 г.) и «Учись на пять!» (Рубен Сурьянинов, 1957 г.).

…бытовые детали свидетельствуют о многом. На столе во время чаепития девочек Симы и Риты у «уборщицы» тети Лизы — сахар и варенье. Роскошное «меню» для того времени, когда все продукты выдавались по карточкам!

Дочка гвардии капитана Волкова Катя, указывая на отметки и красные флажки на карте в кабинете директора, радостно восклицает: «Иван Андреевич! Это что, наши уже сюда, к самой границе подошли?» А тот отвечает: «К ней самой! Вдоль всей линии гоним фрица!» — и тычет пальцем куда-то в район Краснодара, который, судя по его карте, всё еще занят немцами (хотя был освобожден от оккупации 12 февраля 1943 г.). Где Кубань и где граница?

Дело в фильме происходит 18 апреля 1943 г. (директор регулярно отрывает листки календаря с 18 по 25 апреля), и «гоним фрица» «по всей линии» говорить несколько преждевременно: до начала Курской битвы 5 июля 1943 г. — еще два с половиной месяца, а уж до выхода наших войск на государственную границу СССР с Румынией 26 марта 1944 г. — и того больше». И так далее.

Создается изначально ложная и совершенно не сказочная составляющая того Мира, о которой я писал выше. Я привел лишь маленькую толику обнаруженного вранья авторов. В статье приводится их немыслимое количество. Не менее потрясает и то, что сама война отсутствует в мультфильме. Она даже не фон действия, хотя именно война и стала причиной встречи всех персонажей этого произведения в одном месте и в одно время. Это игнорирование - говорится вскользь и с указанными нелепостями - еще одно большое вранье этой сказки. Вся страна, включая верующих и РПЦ, жила с обостренным восприятием борьбы с врагом - Все для фронта! Все для Победы! - вся, кроме персонажей этого мультфильма.

И знаете? Этот «ляп» неслучайность. Потому как в моей схеме герои обязаны быть соединены с одним из начал: Добром или злом. Со злом соединено все советское, как понятно из анонса одного из создателей проекта этого мультфильма, «члена правления благотворительного фонда Преподобного Серафима Саровского Дмитрия Сладкова, «...это определенным образом антисоветский фильм…». И это действительно так! Положительные герои с советским началом соединены лишь негативными связями.

И получается, что все советское, включая воюющую с фашистами Красную Армию, советский народ и государство - выступает на стороне зла. А выступающие против них герои тем самым противостоят злу и служат добру. Но так как даже дети - прошу прощение за каламбур - знают, что наши деды воевали со злом, то есть выступали на стороне Добра, у создателей мультфильма возник смысловой парадокс. Рассказ о войне, Отечественной между прочим, поставит под сомнение навязываемые детям связи отрицательных персонажей со злом (советизмом). А также проблематизирует и служение добру положительных (антисоветских). Значит, о войне говорить в их схеме нужно мало и анекдотично.

Но разве так можно? Да еще в год 70-летия Победы, после Бессмертного полка? Выходит, можно!

В статье разбирается еще много нелепостей всевозможного толка. Но все они ложатся именно в эту канву инверсии Добра и зла. И это просто ужасает. Мультфильм создан талантливо, то есть он создает тот Мир сказки, с описания которого я начал свой пост. И этот мир намеренно враждебен истории страны и РПЦ, и великому подвигу нашего народа в годы войны. Это мерзко!

Теперь к высказываниям представителей РПЦ.

«В Петербурге с участием представителей Церкви прошла конференция «Церковь, общество, Победа в истории и культурной памяти народов мира»
Сегодня, как и 70 лет назад, русский народ призван Промыслом Божиим стать народом-победителем. Наша страна сломила натиск человеконенавистнической идеологии нацизма, противопоставив ей идею сплоченности разных народов и представителей религий во имя мира и согласия. Сегодня мы обязаны использовать этот опыт для помощи многим страждущим от диктата антихристианской идеологии комфорта и свобод сексуальных извращений в европейских странах».


Говорится совершенно иное по сравнению с тем, что хотели вложить в души детей создатели мультфильма и критики истории РПЦ. Говорится о положительной стороне советского опыта, достижениях советской эпохи. О том, что страна и ее народ стояли на стороне Добра, а не зла, как это хочется представить авторам обсуждаемого произведения. И РПЦ была на той же стороне, хотя это оспаривают антисергиане.

Второе высказывание нельзя отнести к безусловно комплиментарным в адрес СССР. Это интервью о. Всеволода Чаплина, в котором он затрагивает многие вопросы. Начинает с многострадальных останков царской семьи, заканчивает темой мавзолея Ленина. Затрагивается и тема Сталина:

«Сталин, с моей точки зрения – это неоднозначная фигура. Нельзя о нем сказать: абсолютный злодей или абсолютно положительное явление.

Конечно, он сыграл очень большую роль в консолидации общества в период войны. Конечно, это был очень сильный и как минимум неглупый государственный деятель. Конечно, он сделал одну бесспорно положительную вещь: он остановил участие России в глобальном большевистском эксперименте, который абсолютно точно не соответствовал ее национальным интересам. В то же самое время он виновен в гибели невинных людей.

Не все, кого Сталин уничтожил, были невинными людьми. Были пособники нацистов, были люди, которые прямо виновны в революционном и послереволюционном терроре и, собственно, стали жертвой той машины, которую создали.

Очевидно, что были какие-то заговоры против Сталина, и он, наверное, имел право пытаться эти заговоры пресечь. Но очевидно, что значительное количество людей, которых Сталин отправил в лагеря или уничтожил – это были люди невинные. Он был источником страданий новомучеников и христиан, которые не были причислены к лику святых, но пострадали за веру.

Никогда не возникало достоверных свидетельств о его покаянии, о пересмотре им того, что он сделал. По крайней мере формально, внешне он до конца дней оставался атеистом. Мы знаем, что есть свидетельства, которые говорят об обратном, но эти свидетельства очень ненадежны в плане какого бы то ни было подтверждения.

Да, это не святой, это не супергерой, не позитивный идеал на все века. Но это и человек, которого нельзя мазать только черной краской».

Мне ценно в этом высказывании, да и вообще в подходе о. Всеволода призыв разобраться, а не лепить и навешивать идеологические ярлыки. Не создавать из истории страны, своего народа, Церкви - злых сказок. Сказок, к которым применимо, как во многом и к обсуждаемому мультфильму, только первая часть присказки - «Сказка ложь…».



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account