Previous Entry Share Next Entry
Церковь. Определения-1
фото с фото
teterevv

Пауза затянулась и надо выправлять ситуацию. Поэтому я не стану разделять отобранные мной цитаты из «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ» на смысловые блоки. Я полностью подчиню логику изложения ответам на два вопроса: что такое Церковь и каковы Ее отношения с государством.

Кстати, возникшая пауза тут могла сыграть и положительную роль. За это время можно было всем, кто хочет разобраться в обсуждаемом вопросе, самим ознакомиться с предлагаемым документом. Тем же, кто не воспользовался этой возможностью, придется удовлетвориться лишь тем малым, что я вынесу оттуда.

Итак, сначала о статусе документа.

12 сентября 2005 г. 20:05
«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов…»

То есть мы имеем дело, с самым что ни на есть взглядом на себя в свете нужных нам аспектов РПЦ. Когда я только объявил о своем намерение обратиться к «Основам…» мои оппоненты сразу поставили под сомнение компетентность авторов этого документа. У них претензий две:
1 Документ утвержден не Поместным Собором, а Архиерейским;
2 Документ отражает мнение все тех же, грубо говоря, «сергиан» и потому нет толку брать его в судьи.

Насчет последнего. Хочется моим оппонентам или нет, но РПЦ на сегодня единственная Русская Православная Церковь, имеющее каноническое право называться таковой, и имеющая общение с другими Поместными Православными Церквями. Кроме того, мы не стараемся дать ответ на претензии антисергиан, а изучаем вопрос о сущности Церкви и ее роли в мiре. Рассматриваемый Документ в своих утверждениях стоит, в отличие от апологетики антисергиан, которые все более тяготеют к здравому смыслу и законничеству, на авторитетах святых отцов и истории самой Церкви. Я не против того, чтобы кто-то выступил с критикой «Основ…». Но согласитесь, аргумент «это все неправда, потому что неправда» выглядит крайне слабым.

Что касается первого возражения, то я не знаток церковного права и потому не знаю - входит ли в компетенцию архиерейского Собора принимать такого рода документы. Но знаю, что сам по себе Собор такого рода, это не заседание «небольшой группки попов в митрах», а явление большое и значимое для жизни Церкви. Его участники большие, чем я знатоки всех аспектов и тонкостей обсуждаемых вопросов. Если кто сможет противопоставить их мнению что-то большее, чем озвученные выше аргументы, то можно будет и поговорить. Пока что я знаю только одно - ни с какой стороны в православном сообществе «Основы…» отвергнуты не были. Потому я не знаю другого документа аналогичного статуса и такой полноты рассмотрения интересующих меня вопросов.

Все. Теперь начинаем читать «Основы…»

С самого начала Документ задается тем же вопросом - что такое Церковь?

I. Основные богословские положения
I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа … В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе… Церковь являет результат искупительного подвига Сына … Христос возглавил Собою человечество

Христоцентричность религии называемой христианством вещь понятная и естественная. А Христос это и Бог и Человек, то есть уже в Нем происходит соединение вечного и временного. Более того, он назван вождем всего Человечества, а не только тех, кто верует в Него. Далее идет развитие этого тезиса:

I.2. Церковь есть богочеловеческий организм… Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. … она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте.

Выделить в этом взаимодействии Церкви с миром человеческое и божественное, то есть явственное и сокровенное - крайне сложно, а может и вовсе невозможно. Да, что-то можно формализовать, но далеко не все! Поэтому Документ дает крайне осторожные формулировки. И именно эта осторожность воспринимается оппонентами, как уступчивость мiру. Но это неправда. Там где Церковь может выделить и говорить отдельно о земном, она делает это прямо и очень категорично. Мы это увидим ниже. Пока же продолжаем исследовать представление Церкви о Себе Самой и отношениях с мiром.

Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира Церковь призвана служить спасению мира …

Тут начинается неявная дискуссия с позицией, согласно которой окружающая христиан действительность в силу своей падшести, не стоит того, чтобы о ней печься. Она сгорит в Судный день и все такое. Я уже много раз возражал на это и не стану повторятся, а предоставлю слово РПЦ:

Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром… Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. … мир, социум, государство являются объектом любви Божией

По существу мы подошли к началу разговора, о взаимоотношениях Церкви и мiра. Эти отношения строятся на с позиции взгляда со стороны, а при деятельном участии в делах членов Церкви в миру.

I.4 … спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. … вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера…

При этом важно помнить, что:

… Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом …

То есть снова возвращение к этой связи вечного и временного, явленного и сокровенного. Но уже в другом аспекте. А может ли сама Церковь выступать Судией мiру? Нет, говорит Она, так как она неотделима от земного и, следовательно, греха. И только Господь, как не имеющий греха, может судить о земном.

Чуть выше, описывая участие Церкви в жизни мiра, уже сказано о сотрудничестве с государством. Причем говорится даже в том случае, если оно (государство) не носит христианского характера. Ниже будет сказано и о том, что такое сотрудничество необходимо, даже если государство выступает гонителем Церкви.

Далее следует раздел «II. Церковь и нация», который очень полезен для пытающихся построить «православный национализм». Для них специально я приведу лишь одну цитату:

П.4… национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм,
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие …не согласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

В этом разделе очень много говорится о патриотизме.

Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине.
Среди святых многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. …Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество…
Иоанн Кронштадтский: «Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует … чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным … в том числе путем участия в делах государственного управления.

И вот мы подошли к самому интересному для нас разделу:

III. Церковь и государство

Сын Божий, владычествующий землей и Небом … подчинил Себя земному порядку вещей; повиновался Он и носителям государственной власти.

Продолжим чтение завтра.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

  • 1
Всё хорошо, но, Владимир, Вы намеренно или нечаянно уравняли 2 понятия "сотрудничество" и "взаимодействие"? Взаимодействие не всегда подразумевает сотрудничество. Во взаимодействие можно вступать заступаясь за невинногонимых и преследуемых не подразумевая сотрудничества в этих гонениях. Сотрудничество же в какой либо области подразумевает согласие и признание этой деятельности не влекущей ко греху. Потому ваша фраза: "Ниже будет сказано и о том, что такое сотрудничество необходимо, даже если государство выступает гонителем Церкви" звучит кощунственно, в контексте былого это означает сотрудничать в том числе и в гонениях, что в общем то после Декларации, Сергий, а потом и МП делали. Развитие дальнейших гонений как раз и строилось по отношению к этой Декларации, и озвучившего её от лица Церкви (не имея на это права), м. Сергия.

И да, Вы пишите "Хочется моим оппонентам или нет, но РПЦ на сегодня единственная Русская Православная Церковь, имеющее каноническое право называться таковой...", да называться она может как угодно, но только не надо связывать это самоназвание с каноничностью. До революционное название Церкви было Православная Кафолическая Греко Российская Церковь или Православная Российская Церковь (ПРЦ), а РПЦ МП и как структура и как название было предложено Сталиным и фактически создана им. Каноничным может и должна быть преемственность, а не название, каноничность же РПЦ МП под вопросом, т.к. все действия предпринятые м.Сергием после Декларации шли вразрез с канонами, именно это как тогда так и сейчас является главным основанием в отказе от церковно-канонического общения с РПЦ МП прочими юрисдикциями, сохранившими верность Церкви и православию.

Edited at 2015-10-15 09:38 am (UTC)

не надо связывать это самоназвание

какое самоназвание после признания Ее таковой со стороны Вселенского Православия? Вы полегче на поворотах, а то выглядит эта резкость как типичная черта миссионерющего сектанта.

К первому. Я ничего не уравниваю. Как есть цитата я так и пишу. Взаимодействие всегда порождено общей цель. Иначе оно невозможно. Совместное достижение общей цели есть сотрудничество.
Но все это пока не важно, та как о взаимоотношениях РПЦ и государства я пока не писал.

Re: не надо связывать это самоназвание

Вы даже не видите что в цитате написано "взаимодействие", а Вы сразу же развиваете его до сотрудничества, ай-ай. Взаимодействие не всегда порождено общей целью, именно подобный пример я и привел и письмо Иустина Философа, на которое ссылались Вы ранее, выдержано в том же ключе - взаимодействовать, не уступая церковной правды ни на йоту. Что касается признания РПЦ МП другими ПЦ, то это не является однозначным критерием истины, Константинопольский Патриарх признавал и похвалял обновленцев, помните, а потом в своем послании (не понимая разницы или пророчески, порой и ослицы пророчествуют) ублажал и м.Сергия "объеденившего" церковь. Да и как можно признавать достойным внимания это признание если все Поместные ПЦ извалялись в экуменизме? И на своих территориях, преследуют несогласных, противостоящих им? Нет уважаемый, свидетельство разбойника за разбойника, что он законопослушный гражданин не имеет силы, так и тут.

Последнее что я желаю делать это спорить о словах, тем более так многословна как это есть у Вас. Но раз Вы настаиваете то пжст:

"Сотрудничество"
Общее прототипическое значение — действие по значению гл. сотрудничать.
-участие в каком-либо общем деле
-совместные с кем-либо действия
-работа в каком-либо учреждении
-участие в качестве автора в работе какого-либо печатного органа, издания
спец. объединение коллективов учёных, коллаборация
Каждая из эти установок разработана и создана коллективами ученых, объединенных в международные коллаборации (сотрудничества) с соответствующими названиями Наука и жизнь

Синонимы
- соучастие
- взаимодействие, партнерство

Все! Черта под этой темой. И в контексте того что я написал и вне его ничего того, о чем Вы пишите нет.


Если совсем кратко:

- В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших (Лк. 20:38), соединенных между собою верою илюбовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.

- Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

- В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account