Previous Entry Share Next Entry
Коллектив и малая группа -5
фото с фото
teterevv

Мы закончили разговор об Идеях, целях и задачах на обсуждении той ситуации, которая была в СССР. Опыт построения одного магеколлектива и такого же размера малой группы в СССР исторически уникален. Одна из его удивляющих черт заключается в том, что были сохранены основные черты и свойства исконно русской общинности.

Как мне кажется, одна из причин развала СССР именно в том, что сделав первый шаг на пути включения этой общинности в новые исторические реалии, выродившаяся партия (о причинах вырождения надо говорить отдельно) испугалась не только сделать второй, но и последствий первого.

Полного замещения экономических основ существования общинности на идеальные не произошло. Переданная от общины государству функция хранения представлений о справедливости и контроль за ее реализацией, не была возвращена создаваемой мегаобщине. Более того, «общине» запретили даже обсуждать эту тему. Начавшееся замещение экономических оснований в общине идеальными, повернули вспять. По принципам советского коллективизма и самому коллективу стали наносить целенаправленные удары.

Под сомнение стала ставиться Идея, и тем самым ослаблены связи людей, замкнутые на служение Ей. Затем были поставлены под сомнения конкретные цели/задачи. Вплоть до трудовых планов отдельных бригад. Они были оторваны, с одной стороны, от осмеянной Идеи, с другой, стороны от общих представлений о целесообразности достижения конкретных целей/задач. Идеальное активно замещалось материальным. Задачи становились формальными, накал желания их достижения спадал, связи рвались. И к перестройке коллективы подошли в совершенно разобранном состоянии, когда коммунистические ценности были заменены на потребительские, идеальных связей почти не было, а межличностные стали доминировать. А били и по ним тоже. Если человек человеку не брат и товарищ (как это утверждалось в осмеянной Коммунистической Идее), то кто? Волк!

Так произошла контрреволюция в головах, а затем она была закреплена уже ЕБНом и его сворой.

Придя к таким выводам, я составил себе и представления о том, как формировать и защищать коллектив.
С определенной долей условности все скрепляющие связи в коллективе можно разделить на три группы:

- связь через сопричастность Идеалу;
- связь через ценность достижения конкретной поставленной цели, решение конкретной задачи;
- межличностные связи.

Почему я говорю, что их можно разделить условно? Потому что, если эти связи будут существовать параллельно друг другу, независимо друг от друга, то говорить о сколь-нибудь сплоченном коллективе не приходится. Стало быть, необходима иерархия этих связей, которая позволила бы нам определить направление влияния их друг на друга и оценить полезность на коллектив такого влияния.

Для меня не подлежит сомнению, что существующая иерархия связей совпадает с порядком, в котором я их перечислил. Как я писал выше, Идея в накаленном восприятии сама становится целью/задачей. И тогда все поставленные в рамках служения Идеи задачи и цели для коллектива означают достижение этой Суперцели и выполнение этой Суперзадачи. Примеры со святыми подвижниками, апостолами и «старыми большевиками» я приводил.

Так как враг старается, прежде всего, устранить именно эту связь, то задача ее защиты становится первостепенной и жизненно необходимой. Ее накаленность в восприятии индивидуума зависит, прежде всего, от него самого. Тут начинается метафизика, и потому я отойду в сторону. Потому что на эту тему надо говорить или отдельно и глубоко, или совсем вообще. Последнее будет более похоже на лозунги, чем на разговор и потому я на это не решусь.

Вторыми следуют связи, возникающие между членами коллектива, сопряженные с общим для всех переживанием важности поставленной «микроцели» и решения «микрозадачи». Это масштабирование я делаю только для различения Идеи, как задачи от задачи, как служение Идее. Последняя связь обязательна, иначе внешне представляемое как совместное действие членов коллектива, внутренне будет осознаваться как личная деятельность. Общность целей будет условна, степень желания достижения также и т.д. И тут говорить о сколь-нибудь сплоченной малой группе уже не приходится.

Так мы подошли к третьей категории связей - межличностные. Они неимоверно важны, но при этом являются самыми слабыми из всех рассматриваемых. Для того чтобы убедиться в правоте моих слов оглянитесь и сосчитайте найденные примеры успешного соратничества близких и родственников. Обычно бывает наоборот - семейные или дружеские связи препятствуют нормальной работе и служении. Имеющиеся же исключения лишь подтверждают это правило.

Потому что основа движения к Идеалу, цели/задаче - суть служение им, а не окружающим тебя людям, и уж тем более самому себе. А в служении человек растворяет свое «я». В межличностных связях этого до конца невыполнимо, так как для них требуется это «я». Притом в достаточно полной и даже доминирующей форме.

В идеальном случае характер межличностных связей практически полностью определяется ценностными и ориентированными на достижение конкретной микроцели, а также связью с Суперцелью, Идеалом. Ценность микроцелей, в свою очередь, уже полностью определяется служением Идеалу. Таким образом, между членами коллектива возникают все три уровня связей, гармонично живущих. А коллектив превращается в суперсплоченную малую группу, с предельно накаленным восприятием своей деятельности.

На этом я заканчиваю тему коллектива. Хотя, признаюсь, не сказал очень многого из того, о чем думается и что видится по этому вопросу.


Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники


  • 1
Сложная проблема. Обращаясь к прошлому, почему-то все больше вспоминаются образцы лицемерия.

образцы лицемерия

потому что судя по всему мы били свидетелями уже сварачивания и разгрома коллективизма в СССР.

Re: образцы лицемерия

Возможно, а может быть крепче запали в память эпизоды острых конфликтов.

(Deleted comment)

разные вещи под "межличностными связями"

не совсем понимаю какие тут могут быть разночтения. Индивидуумы взаимодействуя приобретают их в ходе этого взаимодействия. Они могут иметь различную природу, но всегда это связь "ты-я". Различия начинаются когда мы говорим о природе интереса индивидуумов друг к другу. Это может быть общее идеальное, общее ценностное и связанное с решением общей задачи или же просто интерес к личным качествам друг друга.
Вот я их и ранжирую.
Про апостолов все не совсем так. По мере "общения" с Идеалом они менялись сами и соответственно характер и природа их отношений друг с другом.

(Deleted comment)

апостолы пришли к Вере

вообще-то они были призваны

Насколько я поняла, коллектив не может состояться без общей большой идеи. То, что ребята дружат 16 лет без общей идеи, не означает, что у них коллектив. Малая группа, сообщество по интересам - называйте, как хотите. Но не коллектив.
Хотелось бы услышать мнение автора по этому поводу.

(Deleted comment)
Ты не ответил на вопрос. И привели цитату Макаренко, где он говорит о коллективе применительно к праздно остающейся компании.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Хотелось бы услышать мнение автора по этому поводу

я бы сказал без наличия ценностных связей замкнутых на совместную цель/задачу. Без Идеи коллектив не может быть плотным и устойчивым, так как достижение конкретной цели/задачи снимает актуальность необходимости коллектива. Он вырождается в "малую группу", которая еще менее устойчива за пределами коллектива, так как уже нет "смазки" позволяющей гасить межличностные трения.

(Deleted comment)
да общинность - просто здравый смысл
берём примитивнейший пример - андрей макаревич
изгой, заложник своей дури, таких во дворовой общинности звиздошили, мама не горюй
и вся 5-я колонна в РФ - на зло всем уши отморожу, я думаю, что их скоро просто будут отлавливать и погромить

Немцова уже, да и Шлосберга (псковский яблочник), по слухам, слегка погромили)

Мальгин (тоже попозиционер, жил в Москве), чуть раньше Адагамов (педофил-фотограф drugoi), Шехтман и еще некоторые - предусмотрительно бежали из нашей страны, но, надо будет, и там достанем

Edited at 2015-10-14 07:34 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account