Previous Entry Share Next Entry
Коллектив и малая группа -2
фото с фото
teterevv

Противопоставлять коллектив и малую группу нельзя. Но и не видеть различия между ними будет ошибкой. Коллектив, условно говоря, дает некие вертикальные скрепляющие рамки, ориентированные на движение к цели. Малая группа, опять же условно говоря, стабилизирует коллектив по горизонтали, обеспечивая его дополнительной устойчивостью за счет связей, не ориентированных на решение задачи.

Но тут мы подходим к «фундаментальному» вопросу: что следует раньше, коллектив или малая группа? Как мне кажется, в большинстве случаев люди собираются вместе вначале все же для решения задачи. А уж потом между ними налаживаются межличностные связи, которые и позволяют говорить о наличии малой группы.

Чтобы разобраться с тем, так ли это, я предлагаю поговорить об основных качественных показателях этих двух феноменов.

Коллектив.

Исходя из определения коллектива, мы можем сказать, что главной скрепой его членов выступает общая цель/задача.

Оценка деятельности коллектива и отдельных его членов определяется эффективностью достижения поставленных целей.

Воздействие коллектива на личность производится опять же исходя из необходимости решения поставленных перед коллективом задач. Иначе говоря, теоретически коллектив может не замечать личностных недостатков товарищей, которые не мешают достижению поставленных целей.

А если еще упростить схему, то можно сказать, что при отсутствии конкретной цели/задачи нет места и понятию «коллектив».

Мы видим, что коллектив может быть формальным только в случае формальности поставленных целей и задач. В то же время к лидеру коллектива как раз могут быть применены эти характеристики: формальный и неформальный. В первом случае такой «лидер» не является ведущим остальных к решению поставленных задач, во втором это решение во многом определяется его участием.

Малая группа.

В отличие от коллектива малая группа может быть формальной, когда она образуется исключительно внешним воздействием, принуждающим людей быть вместе. Неформальной же она становится, когда установившиеся в группе связи не зависят уже от внешних воздействий. Это происходит при возникновении между членами группу прочных ценностных связей.

Именно они выступают в этом случае скрепой. Их условно можно разделить на две категории: межличностные и идеальные.

Первые формируются исходя из человеческих симпатий/антипатий, единства культурных, моральных и прочих общих взглядов членов группы. И соответственно они не могут быть достаточными для формирования прочной малой группы и на более высоком уровне - коллектива.

Вторые плотно замыкаются на целеполагание в деятельности коллектива и служат как раз тем контуром скрепления людей в малой группе между собой, благодаря которому становится возможным сплоченность, несмотря на межличностные проблемы.

Чтобы лучше себе представить взаимоотношения коллектива и малой группы и соответственно целей/задач и ценностей обратимся к следующей схеме.

На рисунке №1 мы видим, что наличие цели/задачи вносит в коллектив ценностный фактор, так как достижение поставленной цели/задачи уже имеет свою ценность. Важнейшими задачами являются, как выработка общего понимая цели/задачи и путей ее достижения, так и общего восприятия актуальности поставленных целей/задач.

В рамках одного коллектива может существовать несколько подколлективов, объединенных решением подзадач, в рамках общей задачи.

Также в коллективе могут существовать и несколько малых групп. В этом случае есть риск распада коллектива, когда ценностные связи и интересы членов этих групп будут вступать в противоречия или между собой или с ценностью решения поставленной задачи.

Поэтому наличие ценностных связей, сопряженных с самой задачей/целью и их доминирование среди остальных связей - вещь не только нужная, а необходимая. Именно поэтому я решился утверждать, что сперва мы должны говорить о создании коллектива, как сообщества, нацеленного на решение конкретной задачи. И только потом о малой группе.



Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники



  • 1
(Deleted comment)

(имхо) зря накинулся

Ден, ты же видишь, что человек пытается осмыслить проблему.
Любое мышление начинается с ошибки. Важно, чтобы оно прирулило в конце концов куда надо. Не надо нападать, надо показывать то, ЧТО ЕЩЁ нужно учесть живой человеческой мысли.
Извини.

(Deleted comment)

Любое мышление начинается с ошибки

готов их обсудить если укажите

Re: Любое мышление начинается с ошибки

не я начал разговор про ошибки. Вполне справедливые по сути (хоть и не по форме) вопросы задал товарищ [Unknown LJ tag]. Планируете обсуждать?
Я вижу мысль, которая куда-то движется, и предпочёл бы дождаться, когда она к чему-то придёт.
Например, нужен критерий: как различить коллектив и "малую группу". Вот перед Вами небольшая группа людей без формальных объединяющих признаков. Что Вам нужно, чтобы определить, коллектив перед Вами или "малая группа"?

коллектив перед Вами или "малая группа"

для коллектива важно иметь общую цель задачу, одинаково принимаемую всеми его членами, которые опять сообща ее решают.
Малая группу характеризуется наличием среди ее участников устойчивых связей личностного и ценностного характера.

Re: коллектив перед Вами или "малая группа"

Ага. Спасибо.

С логической точки зрения, получились две несовместные характеристики. Чтобы разделить понятия их нужно сначала поместить на одну "ось". А если вы хотите сразу две оси ("уровень межличностных связей" и "значение целевой установки"), то обязан оперировать минимум четырьмя понятиями: что у вас в квадранте "(отсутствие цели, высокие личностные связи)"? "Друзья", наверное.

Как малая группа относится к цели?
Как охарактеризовать связи между членами коллектива?

Группа уголовников, которая замышляет и осуществляет побег из тюрьмы -- это малая группа или коллектив?

две несовместные характеристики

в чем?
связи какие бы ни были в малой группе и коллективе не вступают в противоречия друг ко другу по крайней мере в неразрешимые.
Малая группа как одна из сторон жизни коллектива не может отсекать ценностные связи возникающие по отношение к цели/задаче. В идеале все типы связей в коллективе о соответствующей ему малой группе подчинены Идеалу, Цели и задаче ради которых собирается коллектив.

Re: две несовместные характеристики

не "несовместимые", а "несовместные". Наверное, неудачно выразился...

Гегельянцы сказали бы "не тождественные": у характеристик нет общего основания, значит их нельзя сравнивать. В народе говорят "в огороде бузина...", а на тупичке зарядили бы про "тёплое с мягким" :)

их нельзя сравнивать

но они встречаются и объединяются в рамках единого феномена. И потому мы можем их рассматривать в этом взаимодействии.

Группа уголовников

это признаюсь для меня еще плод осмысления.
Формально - и то и другое, но...тут мы должны переходить к поиску той грани когда надо говорить о псевдофеноменах, так как всех сами феномены описывают взаимодействие индивидуумов принадлежащих определенной антропологической модели. Грубо говоря коллектив могут составить только несколько Человек.

Re: Группа уголовников

прикладная антропология -- наше всё.
Ждём результатов с вашей мастерской. Встреча уже была?

прикладная антропология

я не знаю что это такое. И потому это точно не мое и уже точно не "все".
Встреча была, она первая из ряда запланированных.

Тут кратко, остальное на ЛИКе
1 Извини, как могу так пишу
2 Это условное разделение. И условное ориентирование их в условном ценностном пространстве. Первые не могут быть вообще то есть до конца лишены межличностного фактора, но он не является в них доминирующим. Во вторых не может не быть ценностных связей ориентированных в том числе и на Задачу/цель, но тут они не всегда могут рассматриваться как главная склеивающая форма.
Пример: бригада на планерке - коллектив. Она же в курилке - малая группа.
Или школьный класс вне решения конкретной задачи одинаково понимаемой и актуальной для всех - мала группа, во время соревнований - коллектив.
3 Очень даже объясняет. Я привел примеры выше. Или еще один - христианская община, приход. До совместного решения конкретной задачи (например Рождественнский вечер) - малая группа, во время ее коллектив.
Твой пример с ценностными связями и задачами негативного характера и твоя неготовность признать его коллективом мне не понятна. Следуя твоей логике мы не можем именовать офицером, солдатом, взводом и т.д. военнослужащих фашисткой армии, так как они служат черному идеалу.
4 Совершенно верно. Все зависит от цели и от адекватности восприятия ее актуальности со стороны коллектива. Цель может быть близкой и соответственно коллектив создается на короткое время. Например поход на байдарках. Если же в ходе достижения цели будут сформированы устойчивые связи то возникнет малая группа. Которая и будет таковой до следующего похода.
5 Совершенно не следует так как сильно отодвинутая цель/задачи становится Идеалом, то есть ценностной связью. А так как конкретных практических задач для всех может и не быть, то на момент их отсутствия это малая группа. Но собралась она и стала таковой (появились межличностные связи) в ходе решения конкретных задач.
6 Еще раз прости, пишу краткой как тезисы потому и сухо

(Deleted comment)

они уже будут являться малой группой

это сложный вопрос. В зависимости от того какие связи будут преобладать в этой группе. Если только межличностные и не ориентированные на достижение собравших их вместе целей задач, то да - малая группа. Груббый пример - если отдел какой либо фирмы после работы идет пардон в стриптиз бар или бордель, то можем ли мы говорить что они выступают как коллектив отдела в это время?

Довольно интересные мысли. Вопрос к автору: это плоды личных размышлений или привлекалась какая-то литература по данной проблеме?

это плоды личных размышлений

Тут не так все просто. Я читаю что-то на эту тему. Но признаюсь очень фрагментально и совершенно бессистемно. Поэтому заполняют обязательно возникающие концептуальные пустоты моего знания получаемого из вне своими заплатками.

Re: это плоды личных размышлений

А что всё-таки читали? Может, порекомендуете что-то?

Может, порекомендуете

гуглил смотрел заголовки, если совпадали с направлением моего поиска читал.
Отталкивался от БСЭ.

Re: Может, порекомендуете

Богданова не смотрели?

Богданова не смотрели

пока нет...я в вообще в эту тему не собирался заныровать глубоко. Нет времени.

Re: Богданова не смотрели

Жаль, что не собираетесь. Очень надеялся, что вы будете ее развивать.

может и буду. так как сейчас на пороге создания в нашей школе сообщества ребят в рамках некого проекта и судя по разговору с отцом (учителя и педагога) мне этих тем бегать нельзя.
Богданов мне очень интересен, как и Луночарский. Надо только разгрести другие завалы.
Не менее интересна и тема общины. Одним словом тут все интересно, так как касается понятия Человек.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account